Межгосударственный авиационный комитет в ближайшие дни опубликует отчет по катастрофе в Шереметьево самолета «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100. МАК уже сделал полную реконструкцию полета лайнера, который включает в себя синхронизированные записи переговоров членов экипажа между собой и с диспетчерскими службами столичного аэропорта.
В соответствии с международной и российской практикой, в предварительном отчете не будут указаны причины катастрофы. Он включает в себя анализ полета, состояние воздушного судна, описание действий экипажа, наземных служб, аварийно-спасательных и пожарных команд.
66.RU изучил отчеты МАК за последние 10 лет. И в 14 из 15 авиационный комитет называл причиной авиапроисшествий ошибки экипажей.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
В этой статистике мы не учитывали авиакатастрофы, в которых погибли менее 10 человек, а также теракт над Синаем. |
По части авиакатастроф, произошедших относительно недавно, комитет еще не вынес окончательные вердикты. Как, например, в ситуации с крушением самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» в феврале 2018 года. Тогда погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа.
Расследованием вместе с МАК занимается Следственный комитет России. Основная версия следствия — неверные действия экипажа. Согласно данным расшифровки бортовых самописцев, пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты те обледенели. СК полагает, что командир самолета получил неверные сведения о падении скорости и «принял меры по разгону судна путем перевода его в пикирование». При этом в нарушение инструкции был превышен угол наклона судна, самолет потерял управляемость. Последнее сообщение о ходе расследования Следственный комитет опубликовал в июне 2018 года.
Авиакатастрофа произошла 25 декабря 2016 года под Сочи. В результате крушения Ту-154 Военно-воздушных сил России погибли 84 пассажира и 8 членов экипажа. Самолет направлялся из Москвы на российскую авиабазу «Хмеймим» в Сирии, где музыканты из военного ансамбля имени Александрова должны были дать праздничный концерт для российских военнослужащих. На борту в том числе находились съемочные группы федеральных телеканалов и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза).
Международный авиационный комитет оказывал ВВС России помощь в расследовании, однако официально комментировать происшествие может только Министерство обороны. В мае 2017 года ведомство обнародовало предварительные итоги расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем. В сообщении говорилось, что «причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».
При этом официальной информации о завершении расследования на сайте Министерства обороны не появилось до сих пор.
Вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол» разбился в Ямало-Ненецком автономном округе 21 октября 2016 года. Погибли все 19 человек, находившихся на борту.
Согласно официальному заключению МАК, причиной катастрофы стала «потеря экипажем пространственной ориентировки». Вертолет совершал вынужденную посадку из-за малого количества топлива ночью, в сплошной облачности, без световых ориентиров на земле.
В качестве других факторов, которые способствовали крушению, эксперты назвали:
Фото: 66.ru |
---|
Чаще всего причиной авиакрушений называют именно ошибки пилотов. Но, по мнению экспертов, любой авиакатастрофе предшествует целая череда проблем и недочетов. |
Boeing 737–800 эмиратской авиакомпании Flydubai, летевший в Ростов-на-Дону из ОАЭ, разбился при заходе на посадку 19 марта 2016 года.
МАК до сих пор не обнародовал официальный отчет о причинах авиакатастрофы. Следственный комитет также не завершил расследование уголовного дела. В качестве версий назывались ошибка в действиях экипажа самолета, техническая неисправность борта, сложные метеоусловия.
Авиакатастрофа с участием Ми-8 произошла в октябре 2014 года в Туве. Погибли все 14 человек, которые находились на борту.
В окончательном отчете МАК сказано, что причиной крушения стала «потеря экипажем визуальной ориентировки и своего истинного местоположения». Вертолет летел в условиях, непригодных для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП). Воздушное судно двигалось на высоте ниже безопасной и в результате врезалось в горы.
Крушение вертолета на акватории озера Мунозеро произошло 31 мая 2014 года. На борту Ми-8 авиакомпании «СПАРК Авиа» находились 3 члена экипажа и 15 пассажиров, лишь двоим удалось выжить. В катастрофе погибли вице-губернатор Мурманской области, министр природных ресурсов области, начальник управления лесного и охотничьего хозяйства, гендиректор компании «Апатит» и его заместитель, сотрудник предприятия «Большой Вудъявр» и глава администрации Кировска.
Причиной катастрофы МАК назвал нарушение экипажем правил полетов по ПВП: судно летело на высоте ниже безопасной и в итоге упало в озеро. Эксперты обнаружили следующие нарушения, допущенные членами экипажа:
По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Приговор в апреле 2018 года вынесли генеральному директору авиакомпании «СПАРК Авиа» и его заместителю. Впрочем, их тут же амнистировали.
Фото: 66.ru |
---|
Чаще всего авиакатастрофы происходят при взлете и посадке, а также на земле. |
Самолет авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс из Москвы, рухнул при заходе на посадку в аэропорту Казани в ноябре 2013 года. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Причиной крушения МАК назвал неподготовленность экипажа. При уходе на второй круг никто в кабине «не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолета в сложное пространственное положение на кабрирование». У командира судна не было навыков вывода самолета из сложного пространственного положения. В итоге пилот потерял ориентировку в пространстве, самолет ушел в крутое пике и врезался в землю. В качестве дополнительных факторов, которые назвали эксперты, значатся:
Авиакатастрофа произошла в июле 2013 года в окрестностях поселка Депутатский. В результате столкновения Ми-8Т «Полярных авиалиний» с сопкой погибли 24 человека. Выжить удалось всем трем членам экипажа и одному пассажиру.
Причиной катастрофы, которую озвучил МАК, стало несоблюдение командиром вертолета правил визуальных полетов. При ухудшении погодных условий он несвоевременно принял решение о возврате на аэродром вылета. Эксперты также установили, что экипаж был недостаточно подготовлен к полету, а авиакомпания не сообщила информацию о маршруте и высоте полета.
Катастрофа Ан-28, принадлежащего Камчатскому авиационному предприятию, произошла в сентябре 2012 года. Погибли 10 из 14 человек, находившихся на борту.
Согласно отчету МАК, причиной столкновения самолета со склоном горы стало нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана. В крови обоих членов экипажа специалисты обнаружили алкоголь.
Ан-2 авиакомпании «Авиа-Зов» потерпел крушение в июне 2012 года в окрестностях города Серова Свердловской области. Погибли командир и все 12 пассажиров, находившиеся на борту. Обломки судна нашли спустя год.
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета пришла к выводу, что причиной катастрофы стало «выполнение полета на высоте значительно ниже безопасной». Из-за этого самолет врезался в дерево. Капитан Ан-2 в момент трагедии находился в состоянии алкогольного опьянения.
ATR 72 авиакомпании «ЮТэйр» в апреле 2012 года выполнял рейс Тюмень—Сургут. Менее чем через минуту самолет упал на землю. Погибли 33 человека, еще 10 получили травмы.
В заключении МАК указано, что непосредственной причиной катастрофы стало принятие командиром судна решения на вылет без проведения противообледенительной обработки. Это привело к сваливанию самолета, которое экипаж вовремя не заметил. Системной причиной катастрофы стали недостатки в организации наземного обслуживания воздушного судна и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник».
В сентябре 2011 года Як-42 авиакомпании «Як Сервис» должен был вылететь из Ярославля в Минск. Во время разбега самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, взлетел на несколько метров, врезался в радиомаяк и рухнул на берегу реки Туношонки. В авиакатастрофе погибли 36 пассажиров (в основном — игроки ХК «Локомотив» и их тренеры) и 8 членов экипажа.
Непосредственной причиной катастрофы МАК назвал нажатие кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолета. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж не предпринял попытку прекратить взлет, а продолжил набирать скорость, пытаясь поднять судно в воздух. Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему.
Кроме того, МАК установил ряд факторов, способствовавших катастрофе:
Ту-134 авиакомпании «Русэйр» выполнял рейс Москва—Петрозаводск в июне 2011 года. При заходе на посадку самолет задел деревья и рухнул на землю неподалеку от деревни Бесовец. Погибли 47 из 52 человек.
Согласно отчету МАК, причиной катастрофы стало непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами. Кроме того, специалисты установили, что в момент аварии штурман находился в состоянии алкогольного опьянения, что также способствовало трагедии.
Ан-24 авиакомпании «Катэкавиа» потерпел крушение в августе 2010 года недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта Игарка в Красноярском крае. Самолет врезался в деревья при заходе на посадку. Погибли все 11 пассажиров и бортпроводник. Выжить удалось командиру воздушного судна, второму пилоту и бортмеханику.
Причиной катастрофы, согласно выводам МАК, стало непринятие экипажем решения уйти на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимально безопасной высоты без визуального контакта с наземными ориентирами. Помимо ошибки командира, катастрофе способствовала то, что экипажу передали неточный прогноз погоды.
В октябре 2013 года командира Ан-24 признали виновным в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» и приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы.
В апреле 2010 года президентский авиалайнер Ту-154 Воздушных сил Польши выполнял рейс по маршруту Варшава—Смоленск. При заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный борт столкнулся с деревьями и упал на землю. Погибли все 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, и 8 членов экипажа.
Эксперты МАК пришли к выводу, что непосредственной причиной катастрофы стало непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром в условиях сильного тумана, снижение ниже минимальной высоты, игнорирование сигнала об опасном сближении с поверхностью земли и психологическое давление на экипаж.