Александр Проханов известен телезрителю по ток-шоу на федеральных каналах, где он любит эмоционально спорить с оппонентами, а читателю — по роману «Господин Гексоген», где серию взрывов жилых домов в 1999 году он представляет как заговор спецслужб для передачи власти от дряхлого Истукана к молодому Избраннику. Сейчас он решил заняться исследованиями души, а заодно реставрировать империю. Единомышленников он будет набирать через академию русской мечты.
В прошлом году писатель поездил по регионам со своей идеей, встречался с первыми лицами, но принят и понят был не везде. А вот с Евгением Куйвашевым этот проект его сблизил.
«То, что я говорю, может звучать экстравагантно. Многие из тех, с кем я встречался, молча отходили. Иные — отмахивались. А на Урале мое скитание, мое паломничество нашло отклик у губернатора и близких ему людей», — объяснился Проханов.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Сегодня в православном музее истории России открылась академия русской мечты. По сути, клуб из тех, кто в основном разделяет взгляды Проханова. За час до начала официальной части в фойе организовали фуршет с тарталетками и заварным пирожным, на первом этаже играла живая музыка, а гостям раздавали газету «Завтра». На первом заседании идейный вдохновитель этого клуба прочел лекцию об устремлениях русского народа. Забегая вперед, скажем, что никто с ним спорить не захотел.
Публицист считает, что на протяжении всей истории страны идеал жизни формулировали сказочники, православные миссионеры, художники, космисты и большевики, а после 1991 года смысл российского государства исчез.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Послушать Проханова пришли священники, чиновники, ветераны Афганистана, партийные функционеры и крупные бизнесмены. |
По словам Проханова, много народов исчезло с лица земли из-за того, что у них не стало мечты, вокруг которой они и объединились. Русскую мечту литератор описал, используя контраст с американской.
— Американская мечта формулируется так: град на холме. Это крепость на вершине горы. Через бастион они озирают окрестные предгорья. И если видят смуту, то тут же гасят ее, направляя туда свои крылатые ракеты. Это сознание властелина мира. А русская мечта — это храм на холме, который достает своим крестом до лазури и освещает соседние поселения.
Дальше писатель говорил о духовности, о миссии России как охраннике Царства небесного, который «сражается с силами зла и отбивает атаки демонов». Своя мечта, по его словам, была у ученых, которые хотели запустить ракеты в космос, и у большевиков.
Для советского периода характерно то, что там работа возводилась почти что в культ. Говоря о божественной природе труда, Проханов бросил взгляд на первый ряд, где сидел собственник «Сима-ленда» Андрей Симановский.
— Андрей Моисеевич знает об этом лучше меня. Он создал у себя в корпорации святилище, наполненное златом, драгоценными камнями и гулкими сводами, а потом поместил своих работников туда, в обстановку храма.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Как отметил Проханов, в 90-е годы русская мечта медленно загибалась. И умерла бы, если бы не один человек. О ситуации в стране в те годы он говорил очень метафорично.
— Когда уходил Ельцин, русская мечта подлетала к Немцову, Аксененко и Степашину. Но не свила гнездо. И вот она подлетела к никому неизвестному, скромному офицеру ФСБ, и вселилась в него. С тех пор он стал проводником этой мечты и начал строить новую российскую государственность.
Проханов уверен, что именно русская мечта побудила Владимира Путина осуществить большой проект — восстановить алтари и оборонные заводы. Первые — оберегают страну с небес, вторые — куют оружие и защищают границы. Он привел пример с «Уралтрансмашем», где в период афганской кампании делали лучшие самоходные установки.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Русская мечта, продолжил он, внушила президенту начать военную операцию в Грузии, а потом и в Крыму.
— Острословы шутили, когда Путин нырял в море и достал со дна амфору. А потом оказалось, что Путин поднял со дна не амфору, а Крым, — провел неожиданные параллели писатель и добавил, что присоединив полуостров, Россия сберегла Черноморский флот, который «погибал на глазах».
Как оказалось все это время писатель вел к тому, что Россия снова должна стать империей. «Донбасс и Сирия — это походы русской мечты. Мы подсознательно хотим вернуться в те места, откуда нас выгнали, вынудили проиграть эту большую мировую игру», — объяснил он.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
— А может ли существовать Россия без имперского мышления и имперской политики? — спросил Симановский, который и оплатил приезд Проханова.
Гость ответил, что во времена СССР существовала империя особого типа, в которой роль колоний выполняли Вологодская, Смоленская и Тверская области, а метрополиями были Казахстан, Узбекистан и Прибалтика. «Русское и имперское это одно и то же. То, что вы империалист, нам всем известно, и нам это радостно», — полушутя сказал Проханов.
— Геостратеги считают, что через какое-то возникнет нечто подобное СССР. Но с другим наименованием, структурой и идеологией, — заявил публицист.
Что имел в виду идеолог русской мечты, никто уточнять не стал. Не исключено, что кто-то из присутствующих теории беллетриста воспринял как руководство к действию.
Осенью уральское отделение академии русской мечты вновь соберется. Ближайшая цель Проханова — составить список уральских мечтателей. «Я хочу, чтобы опыт и философия Андрея Симановского или Андрея Козицына были осмыслены и интерпретированы как уральская мечта», — поделился ближайшими планами он.