Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России сократилось число преступлений на национальной почве, но все по-прежнему ненавидят всех

31 января 2019, 13:57
В России сократилось число преступлений на национальной почве, но все по-прежнему ненавидят всех
Фото: архив 66.RU
В прошлом году в России резко подскочил уровень ксенофобии, сообщают исследователи «Левада-центра». Как отмечают социологи, спектр неприязненных отношений россиян расширился. Это значит, что соотечественники стали менее толерантны к любому проявлению чужеродности, вне зависимости от национальности. Казалось бы, страну должно захлестнуть безудержное насилие, но статистика преступлений на почве ксенофобии с каждым годом сокращается. Почему так происходит — в материале 66.RU.

Количество ксенофобов растет

К середине 2018 года ксенофобские настроения в России достигли тревожного максимума, хотя еще год назад соцопросы показывали один из самых высоких уровней терпимости к людям другой национальности. Социологи «Левада-центра» объясняют такой скачок переносом на «другого» раздражения россиян из-за пенсионной реформы и низкого уровня жизни.

Респонденты «Левада-центра» говорили о росте нетерпимости к цыганам (с 17 до 32%), китайцам (от 15 до 31%) и вьетнамцам (с 12 до 26%). Существенно увеличилась неприязнь к выходцам из Средней Азии, украинцам, евреям. Доля россиян, которые одобряют идею «Россия для русских», повысилась с 10 до 19%.

Результаты соцопросов «Левады» подтверждаются цифрами, которые приводит информационно-аналитический центр «Сова», чья специализация — проблемы экстремизма и ксенофобии.

Доминирующей группой жертв преступлений на почве ненависти — hate crimes — остаются люди, которых нападавшие воспринимали как этнических чужаков. В 2018 году зафиксировали 20 случаев нападений на людей неславянской внешности, в том числе уроженцев Центральной и Средней Азии, темнокожих граждан. В стычках погибли как минимум 4 человека, еще 53 пострадали, сообщает ИАЦ «Сова». Отметим, что цифры «Сова» приводит без учета ситуации на Северном Кавказе и в Крыму.

В то же время снижается степень тяжести столкновений на почве расовой ненависти. Так, в 2017 году, отмечает ИАЦ «Сова», погибших было 9, еще 69 человек получили ранения или были избиты по мотивам этнической, религиозной и подобной вражды. Для примера: в 2014 году от рук националистов и радикалов погибли 20 человек, а 173 пострадали. В 2013 году 23 человека погибли, еще 203 были ранены или избиты.

В России сократилось число преступлений на национальной почве, но все по-прежнему ненавидят всех
Фото: Анна Уткина для 66.RU

Снижается и количество регионов, где фиксируются преступления на почве расовой ненависти. В 2013 году инциденты этнического насилия регистрировались в 35 субъектах РФ, в 2014-м — в 26, в 2017 году — в 20, а в 2018 году — в 10. Очагами насилия последние десять лет остаются Москва и Санкт-Петербург. Не менее тяжелая ситуация в регионах, которые отмечены на карте зеленым цветом.

Количество осужденных за нападение по мотиву ненависти, наоборот, выросло по сравнению с 2017 годом. Однако наказание было мягче, чем в 2016 и 2017 годах: 20% осужденных получили условные сроки.

В России сократилось число преступлений на национальной почве, но все по-прежнему ненавидят всех
Фото: Анна Уткина для 66.RU

Статистика преступлений на почве нетерпимости падает

Аналитики «Совы» называют семь причин, которые в большей или меньшей степени влияют на сокращение числа официально зарегистрированных преступлений на почве ненависти к чужакам, людям нетрадиционной ориентации, иноверцам.

1. Слишком мало данных. Официальная статистика по hate crimes в России отсутствует, и получать информацию с каждым годом становится сложнее. К тому же такие преступления почти не попадают в СМИ. Потерпевшие предпочитают не сообщать об инцидентах. Молчат и нападавшие, которые раньше хвастались «подвигами» в соцсетях, ведь в РФ мотив национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды рассматривается как отягчающее обстоятельство преступления.

2. Усиление работы полиции. Когда правоохранители активизировались и провели громкие процессы над ультраправыми боевиками, националисты стали осторожнее. Впрочем, отмечают аналитики, из-за такой осторожности и молчания потерпевших о нападениях становится известно только спустя годы.

3. ЧМ-2018. Особенное внимание в 2018 году сотрудники правоохранительных органов уделяли выходкам фанатов на чемпионате мира по футболу. Наблюдения центра «Сова» показывают: число проявлений дискриминации в сезоне 2017–2018 сократилось. В 2018 году в паблик попали три нападения футбольных болельщиков, мотивированных идеологически, но в действительности число таких физических атак может быть больше, считают в центре «Сова».

4. Государство нашло новых врагов. Государство продолжает репрессивную политику по отношению к преступлениям на почве национальной ненависти и к неонацистским группам. Отчасти такая политика объясняется событиями на Украине и чемпионатом мира по футболу. В то же время идеологически мотивированное насилие переходит на иные группы жертв, которые государство по тем или иным причинам меньше склонно защищать. Например, на «пятую колонну».

5. Активность вандалов, мотивированных религиозной, этнической или идеологической ненавистью, также снизилась. Это аналитики «Совы» объясняют проблемами у Свидетелей Иеговы. Якобы у Свидетелей столько уголовных дел, что отслеживать факты и публиковать информацию о нападениях на единоверцев им уже некогда. Напомним, Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» и запретил все 395 отделений на территории России.

6. Интерес к националистским и радикальным идеям падает. Привлекательность теряют «Русский марш» и другие традиционные акции. Аналитики видят причины этого в давлении со стороны правоохранительных органов, конфликтах между ультраправыми группами и усталость от самих акций, которые зародились еще в нулевые. Не приносит плодов создание новых группировок и участие в крупных митингах и шествиях: националистам не удается собрать достаточного количества сторонников для участия в этих мероприятиях.

7. И главное: реальный уровень националистского, ксенофобного, гомофобного насилия остается неизвестным даже приблизительно, потому что в Уголовном кодексе почти нет статей для таких преступлений. Они проходят по статьям УК РФ «Убийство», «Угроза убийством», «Умышленное причинение тяжелого, среднего и легкого вреда здоровью», «Хулиганство», «Побои». В итоге мотив ненависти к «не таким» не выделяется в отчетах полиции, а значит, официальная статистика таких преступлений не ведется.

Семь пунктов, которые приводят аналитики «Совы», говорят не о росте терпимости и толерантности, а исключительно о несовпадении цифр и фактов. Авторы исследования не исключают, что у радикальных ксенофобов и агрессивных националистов есть все шансы на ренессанс. «Латентность преступлений ненависти все еще остается повышенной», — заключают эксперты.