Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Человек Наук. Ученый-социолог о том, как изменились уральские студенты за двадцать лет

22 октября 2018, 12:30
Человек Наук. Ученый-социолог о том, как изменились уральские студенты за двадцать лет
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru
66.RU продолжает серию публикаций об уральских ученых, которые добывают новые знания. Наш следующий герой — доктор философских наук Юрий Вишневский. Он рассказал, чем отличаются студенты середины 2010-х от студентов 1990-х, почему бакалавриат снизил шансы на трудоустройство и правда ли, что молодым плевать на деньги.

Мы встретились с профессором Вишневским сразу после пары, которую тот вел у первокурсников. Юрию Рудольфовичу 80 лет, половину из них он работает в университете и больше всего гордится исследованием уральских студентов. Под его руководством коллектив социологов изучал третьекурсников Екатеринбурга с 1995 года, и в итоге появилась монография на 900 страниц. Поскольку таких исследований никто в мире не проводил, 66.RU попросил ученого рассказать о результатах подробнее.

Зачем социологи изучают студентов


Помните, как 14 апреля 1998 года студенты пришли митинговать к Белому дому? (Тогда протесты против реформы высшего образования прошли в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В Екатеринбурге митинг студентов закончился стычкой с ОМОНом, — прим. ред.) После этого Россель сказал, что необходимо систематически изучать, как живут студенты, и сообщать руководству региона. Мы это делаем. После каждого исследования пишем рекомендации для руководства вуза, региона и министерства образования, где говорим, что беспокоит молодежь.

Мы двадцать один год изучали, как меняются уральские студенты — их отношение к учебе, мотивация, жизненные планы, досуг, социальный статус. Такого исследования не проводил ни один университет мира. Мы опрашивали студентов третьего курса почти всех вузов Екатеринбурга. Выбрали третьекурсников, потому что к середине учебы они уже адаптировались в вузе и скоро пойдут на работу. Это исследование помогает прежде всего преподавателям понять студентов, узнать их потребности и проблемы. Социологи не дают четких инструкций, но дают рекомендации и ориентиры.

Человек Наук. Ученый-социолог о том, как изменились уральские студенты за двадцать лет
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru

Что меняется в головах студентов

Самым неожиданным результатом было то, что по многим параметрам не удалось найти изменения — ответы третьекурсников на протяжении двадцати лет отличались на 2–3%, в пределах статистической погрешности. Студенты 1995 года очень походят на студентов 2016 года.

Некоторые перемены проявляются с 2012 года. Компьютеры заменили кино, студентов перестали интересовать дискотеки. А главное — ребята отказываются от алкоголя и ведут здоровый образ жизни. Если раньше говорили: «Я молодой, здоровья надолго хватит», — то сейчас берегут собственное тело. Еще поменялось отношение к наркотикам. В девяностые студенты считали: это плохо, но раз меня не касается, то все равно. Сейчас отношение стало резко негативным.

Уральские студенты отличаются основательностью. Они спокойные и не слишком увлекаются политикой, живут по принципу «меньше трепа, больше дела».

Как относятся к деньгам

Современные студенты не меркантильные. Из-за денег третьекурсники беспокоятся в два раза меньше, чем 20 лет назад. Не скажу, что модно быть бедным, просто не зазорно. При этом материальное расслоение выросло в разы: одни приезжают в вуз на мерседесе, а другие покупают на обед капустный салат за 20 рублей. А в вузах мероприятия устраивают для всех одинаковые, и билеты студенты покупают за одну и ту же цену. Я постоянно говорю проректору, что нужно учитывать материальное положение, когда организуем праздники.

Человек Наук. Ученый-социолог о том, как изменились уральские студенты за двадцать лет
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru

Как выбирают вуз и работу

Студенты выбирают вуз из-за востребованных профессий. Но профессионализм для них не так важен, как престиж вуза. После обучения студенты рассчитывают на хорошую работу. При этом для них «хорошая работа» — это в первую очередь работа в приятном коллективе. Но работать по специальности они не хотят. Только треть участников исследования указали, что выберут работу по профессии. Так происходит потому, что на смену специалитету пришел бакалавриат. Бакалавриат дает основу профессии, но подготовка там слишком общая, и выпускникам трудно найти свое место на рынке труда. Бакалавриат был бы хорош, если за ним в обязательном порядке шла магистратура.

Больше всего студенты боятся не найти работу после вуза. И их страхи оправданны. Работодатели — все специалисты, и на бакалавров они смотрят как на недоделанных выпускников. Как показывают исследования, 85% работодателей хотят нанимать специалистов, 8% бакалавров и 7% — магистров.

Как относятся к семье

Семейные ценности изменились. Резко уменьшилось число студенческих семей. Причины в том, что срок учебы сократился и стал привычным феномен, который неправильно называют «гражданский брак». На самом деле это не брак, а сожительство. Мы используем неверный термин, потому что слово «сожитель» имеет криминальный оттенок.

Нельзя говорить, что молодежь безалаберно относится к семейной и половой жизни. Молодежь всегда была такой — она не в состоянии разобраться в собственных чувствах. Почему так часто распадаются молодые семьи? Потому что брак сегодня создают методом проб и ошибок. Появилось словосочетание «сходить замуж». То есть это как сходить в кино: попробовали, не понравилось, разошлись.

Человек Наук. Ученый-социолог о том, как изменились уральские студенты за двадцать лет
Фото: Владислав Бурнашев, 66.ru

Я считаю, мы плохо работаем над сексуальной моралью молодежи. Особенно это касается девочек, мужчины по природе менее ответственны. Нужно вводить в школах уроки полового воспитания. Причем вести их должны не учителя биологии или литературы. А то они рассказывают на уровне пестиков-тычинок или Наташи Ростовой. Ну какая Наташа Ростова, если у 70% десятиклассниц есть половой опыт.

Чему учить молодых

Я противник ЕГЭ. Он убивает творческие способности. Одиннадцатиклассников натаскивают на решение задач, и все. А потом они приходят в вуз и говорят: «Мы это проходили, уже сдали и ничего не помним». Но учить же надо не для оценок или баллов, а чтобы дети что-то понимали.

В университете сейчас приходят к модульной системе обучения. Это значит, что студенты сами выбирают предметы для изучения. Из-за этого исчезают группы, коллективы разваливаются и студенческие годы перестают быть временем совместной учебы.

Вообще, есть два подхода к воспитанию молодежи. Можно детей выращивать, а можно создавать им такие условия, чтобы они сами росли. Я — за второе.