— Когда меня уволили с работы, времени и возможности сидеть неделями и проверять отклики на резюме — не было. Знакомый предложил тогда, чтобы хоть как-то решить денежные проблемы, подработать в такси. Так я и остался.
Когда катаешься с пассажирами по 10–12 часов в сутки, начинаешь в них разбираться. Я, считайте, почти психолог, который за годы практики разделил всех своих клиентов на типы. Вы еще не успели сесть ко мне в машину, а я уже знаю, чего от вас ожидать. Потому что вы — точно один из них.
В разных сервисах такси клиентам дается разное время на то, чтобы выйти к машине. У одних это 2 минуты моего бесплатного ожидания, у других — 5. Но есть целый пул пассажиров, ждать которых приходится минут по 15. И происходит это, как правило, только потому, что клиент еще сам не добрался до точки, откуда заказал машину. Чаще всего такие заказы поступают от метро или какой-нибудь остановки общественного транспорта.
Фото: 66.RU |
---|
Вы представляете это себе так — я выскочу из метро, машина уже ждет меня, я запрыгну в нее, доеду и никуда не опоздаю. Да, это будет так. Но в итоге помимо стоимости поездки вам придется заплатить и за мой простой. Я в принципе, не против, но ждать, когда вокруг десятки других заказов, которые я мог бы забрать, — бесит.
Вот кто придумал, что таксисты надоедают пассажирам разговорами? Обычно, наоборот, клиенты лезут с беседами. Я их даже специально не сажу на переднее сиденье, чтобы они меня не отвлекали.
Однажды вез группу молодых людей на длинное расстояние, из одного города в другой. Молодой человек сидел впереди, а две девушки – сзади. Как я понял, знакомы они друг с другом не были. За два часа этот парень просто утомил всех бесконечными разговорами про политику и американское зло. Рот у него не закрывался. В итоге, когда он вышел покурить на заправке, девушки просто умоляли меня оставить его там.
Фото: 66.RU |
---|
Хотя иногда попадаются люди, с которыми бывает полезно пообщаться. У меня случалось так, что они подсказывали мне темы для моей будущей, а теперь уже нынешней подработки. Было время, я часто возил людей из одного города в другой и обратно. И один из попутчиков посоветовал мне доставлять фермерскую молочную продукцию, чтобы просто так не ездить. В итоге я эту идею воплотил в жизнь.
Чем меньше у людей денег, тем больше они оставляют чаевых. И наоборот. Бывает, подберешь какую-нибудь припозднившуюся из гостей пожилую пару. Видно, что такси они заказывают не из-за богатой жизни, а просто потому, что на общественный транспорт не успели и другого варианта добраться домой у них нет. Ты их довезешь, а они тебе на чай 50, 100 рублей сверх суммы заказа оставить пытаются. Я обычно отказываюсь. Но они ведь настаивают.
А пассажиры состоятельные чаевые редко дают. Наверное, привыкли просто, что в любой момент могут позволить себе такси. Для них это обыденность, за которую не стоит благодарить. Хотя, думаю, что на чай в кафе официантам они все-таки что-то оставляют.
Я, как и многие, работаю на несколько компаний сразу. И «Убер» считается одним из самых дешевых по стоимости поездок. Поэтому шикарного сервиса от него ждать не приходится. Но все равно появляются персонажи, искренне считающие, что за заказы на сумму 100–150 рублей могут рассчитывать на королевское обслуживание. У меня бывают клиенты, которые требуют включить конкретную музыку, предварительно почистить салон, нагреть сиденье и т. д.
Фото: 66.RU |
---|
Иногда люди бывают очень недовольны запахом пота в машине, хотя перед посадкой каждого клиента я проветриваю машину. Ну а как должно пахнуть, если я, чтобы заработать деньги, вынужден чуть ли не жить в автомобиле? И как должно пахнуть, если за минуту до того, как вы сели в машину, я подвозил парочку сильно пьяных граждан? А потом я читаю отзывы, что в машине было грязно и плохо пахло. Обидно.
За десять лет работы я чаще всего сталкивался с теми, кто любит покричать. Такие клиенты обычно во всем обвиняют водителя, даже если сами неправы. Бывало, например, что они указывали в навигаторе неверную точку подачи машины, а потом, не дождавшись меня, звонили и оскорбляли.
Однажды взял заказ. В машину сел мужчина. Я по навигатору, с учетом объезда пробок, построил маршрут и поехал. Но уже через 10 минут клиент начал орать, что я его специально везу по длинному пути, чтобы больше содрать с него денег. С каждой моей попыткой что-нибудь объяснить – уровень крика только повышался.
Фото: 66.RU |
---|
В итоге я его высадил на ближайшем перекрестке, а он вышел и с ноги ударил по машине. Оставил мне большую такую вмятину. На следующий день я поехал туда, откуда забирал этого драчуна, мне дали его телефон, и я две недели с него еще деньги тряс.
До сих пор находятся клиенты, которые заказывают такси, заранее зная, что не смогут расплатиться. Обычно это мужики, которые «гуляли» всю ночь и все деньги потратили. Но попадаются и девушки, которые в качестве оплаты предлагают себя. Был со мной случай. Подвозил двух девушек. Одна из них отдала мне половину стоимости поездки и вышла. Другая осталась и говорит, что у нее денег нет. Я напрягся и спрашиваю: «А зачем вы вызвали такси, если у вас нет денег?» Она мне предложила расплатиться у нее дома натурой. Я ее, конечно, выставил.
Фото: 66.RU |
---|
Но чаще я хожу с халявщиками к ним домой и требую деньги с их родственников. Ну а куда деваться? Помню ситуацию, когда человек заказал машину. По деньгам сумма поездки была внушительная — 1,4 тыс. рублей. Я его довез, а он мне говорит: «Слушай, извини, я тут отдыхал, средства закончились». В итоге пошли к нему домой. Жена его испугалась скандала и заплатила.
Пьяные клиенты — не редкость. Особенно по пятницам и субботам. Поэтому, когда ты выходишь на смену в эти дни, то понимаешь, что чистым салон после смены точно не будет. Я все понимаю, перебрать может каждый, каждого может укачать, но многие ведь потом отказываются платить за химчистку. По мне, это настоящие вредители, которые даже убрать за собой не хотят.
Или за своими питомцами. Однажды поступил вызов — села женщина с двумя большими сумками. Оказалось, что в них два кота. Минут через 10 она пожаловалась, что животным плохо в сумках и их надо оттуда выпустить. Я на беду согласился. В итоге несчастным котам стало нехорошо. Облевали мне всю машину. Когда попросил даму доплатить за испорченный салон, она отказалась. С тех пор я никого с животными не беру.
Только не подумайте, что я не люблю людей и свою работу. Потому что есть еще восьмая категория. И не думайте, что в нее входят только те, кто никогда не опаздывает и всегда оставляет на чай. В эту восьмую категорию входят те, кто относится ко мне как к человеку и ценит мою работу.
Текст: Татьяна Колмакова