«Велодорожки, велокафе, специальная библиотека, летняя сцена в парке, куда можно приехать на велосипеде, — это все элементы велоинфраструктуры, которая должна заработать в Верхней Пышме в ближайшее время... Потребуется на это в общей сложности около 80 миллионов рублей...»
Думаете, это один из докладов с заседания муниципальных властей города-спутника? Нет. Это презентация проекта, который прямо сейчас разрабатывают школьники, собравшиеся в загородном центре «Таватуй» екатеринбургского Дворца молодежи. Здесь уже третью неделю работает летняя инженерная смена, на которую съехались 95 старшеклассников из 24 городов и поселков России. Все они — финалисты общероссийского конкурса «Инженериада УГМК»: в течение учебного года ребята совместно с педагогами и экспертами горно-металлургической компании работали над техническими проектами, а сейчас собрались, чтобы еще более глубоко погрузиться в инженерную тематику.
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
В загородном центре очень рабочая атмосфера: школьники (в основном, парни, хотя и девочки тоже есть) что-то пилят, паяют, моделируют в ноутбуках (работают в Sketch Up, QGIS и других программах), печатают детали на 3D-принтерах по ими же составленным алгоритмам. |
Работают увлеченно: преподаватели (вернее, руководители лабораторий) говорят, что иногда детей приходится буквально выгонять.
— Они тут не помнят о каких-то других гаджетах, кроме своих ноутбуков, за которыми делают вполне реальные вещи. Наша лаборатория создает геоинформационную систему, которая оптимизирует грузопотоки на предприятиях УГМК так, чтобы максимально снизить стоимость транспортировки меди. Звучит мудрено, но им все понятно. И им это интересно: они вечером уходят с мыслью вернуться и снова окунуться в работу.
Лаборатория логистики — одна из шести, в которых школьники решают разные задачи, в первую очередь производственные, но есть и экологические, городские.
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Изменениями городской среды занимаются в Лаборатории урбанистики: именно здесь школьники говорили о создании велоинфраструктуры в Верхней Пышме. И не просто говорили — моделировали ее. |
— Мы обозначили самые интересные места в городе, нанесли точки притяжения, соединили спальные районы с центром... Продумали, какие культурные события заинтересуют людей. Специально для выступлений, концертов запроектировали летнюю сцену. Все эти места мы и соединили велодорожками.
— Мы работаем в мини-группах по три-четыре человека. Конкретно наша занималась прокладыванием велодорожек: смотрели, как это лучше сделать, чтобы не было пересечений с автомобильными дорогами, чтобы велосипедистам во время движения не приходилось спешиваться.
Другие ребята выбирали покрытие для дорожек (есть акриловое и традиционный асфальт), рисовали велокафе, создавали краудфандинговый проект для сбора средств на строительство летней сцены, моделировали сервис велошеринга (прокат велосипедов). Экономику тоже считали.
— Правда, полную стоимость еще не рассчитывали — сделаем это ближе к полной презентации проекта. Но по отдельным статьям могу сказать: собственно велодорожки потребуют 60 млн рублей — проложить, сделать покрытие, установить знаки и разметку. 2,4 млн рублей нужны для велокафе: оно будет оборудовано специальными столиками, к которым можно подъехать не велосипеде. Колесо фиксируется, ты спокойно ешь. 400 тысяч рублей — летняя сцена. 6 млн — велошеринг с созданием восьми станций, закупкой велосипедов и оснащением их специальной программой.
Сейчас ребята доделывают проект, а в будущем вполне готовы сами же и заняться его реализацией. «Будет круто, если его возьмут в работу и в итоге в городе появится то, к чему мы приложили руку», — говорят они.
Производственные задачи решают в лабораториях энергетики и робототехники. В первой работают над созданием нейронной сети, которая будет максимально точно прогнозировать потребление энергии на предприятиях УГМК.
— Одна группа — конструкторы — делает макет производства медной катанки. С этого макета мы получим данные, которые вторая группа — программисты — введет в работу и обучит созданную нейронную сеть, чтобы в итоге она выдала прогноз. Третья группа — маркетологи — работает над анализом и продвижением проекта. Они уже обзвонили реальные предприятия холдинга, узнали их заинтересованность в этой программе.
Робототехника, как обычно, вызывает наибольший интерес — в этой лаборатории чуть больше ребят, чем в других, да и аудитория у них посвободнее. Все потому, что они должны создать макет шахты, в котором будут ездить погрузчики и самосвалы — уменьшенные копии настоящих горных машин. Ездить самостоятельно, при помощи электроники: человеку в этом процессе отводится роль наблюдателя.
— Мы работаем над проектом «Умная шахта»: хотим сделать так, чтобы люди в забой практически не спускались. Разрабатываем программы для моделей, оснащаем их датчиками — все для того, чтобы их работа была полностью автоматизированной: погрузчик издает сигнал, к нему подъезжает пустой самосвал, при полной загрузке кузова погрузчик останавливается, самосвал отъезжает, едет на склад.
Перед началом работы машина сама себя тестирует и, если видит возможные проблемы, подает сигнал наверх — оператору-человеку. Тот уже принимает решение, как обслуживать машину.
— Вообще-то такая умная шахта — это довольно далекая перспектива, 2040 год. Но некоторые машины можно сделать полностью автоматическими уже сейчас — если снабдить их теми модулями, над которыми мы тут работаем.
Есть в инженерной школе и лаборатория, в названии которой используют модное слово «блокчейн». «Мы создаем внутреннюю ИТ-структуру холдинга, в которой будут собственные токены — их будут выплачивать за рационализаторские предложения, за работу наставников и тому подобное», — рассказали ребята.
Шестая лаборатория — биоинженерии — трудится над экологическим проектом: хотят создать рекреакционную зону около одного из водоемов, который сейчас загрязнен промышленными стоками: ребята прорабатывают схему очистки и рекультивации и озера, и земли вокруг. Говорят, что изучать технологии биоочистки им даже интереснее, чем купаться в Таватуе.
— Кто в какой лаборатории будет, ребята решали сами. Еще до начала смены мы провели анкетирование, где описали, над какими задачами они должны работать. Было несколько граф — от «очень хочу» до «совсем не мое». На основе этого и распределяли по проектам. Каждый в итоге занимается тем, что ему действительно по душе.
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Впрочем, не стоит думать, что подростки только работают. Хватает время и для того, чтобы немного подурачиться. Правда, и эти дурачества носят технический характер: например, вот такого кота ребята напечатали на 3D-принтере, предварительно написав для этого программу. Есть, конечно, и обычные забавы: спортивные соревнования, дискотеки, песни под гитару — все-таки это лагерь. |
По мнению организаторов, знания, которые ребята получат в итоге в первую очередь, помогут им лучше понять себя: на этой смене собрались старшеклассники, которым в самое ближайшее время нужно будет определяться, в какой вуз поступать.
— Мы учим детей ставить не только инженерно-конструкторские, но и проектные задачи. Ведь инженер нового поколения — это не просто технарь, а человек, который способен решать и коммерческие, и социокультурные задачи. А чтобы научиться этому, надо применить метапредметный подход. Это сложно: у нас в стране мало педагогов, которые это практикуют.
По словам Нины Громыко, УГМК в рамках «Инженериады» специально проводила сессию, на которой эксперты — инженеры УГМК — совместно с педагогами разрабатывали методики обучения. «Вообще УГМК очень активно поддерживает проект, и не на словах, а на деле. Скажем, если нам нужен эксперт, мы получаем этого эксперта: с детьми из лаборатории урбанистики, к примеру, общался главный архитектор Верхней Пышмы», — рассказала научный руководитель.
3 августа ребята будут защищать свои проекты — друг перед другом, а также перед комиссией, в которую войдут эксперты УГМК. Лучшие решения получат реальную возможность воплотиться в жизнь на предприятиях холдинга.