Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Пошли на поводу у псевдопатриотической секты». Украинский священник – о расколе и отнятых храмах

17 июля 2018, 18:20
«Пошли на поводу у псевдопатриотической секты». Украинский священник – о расколе и отнятых храмах
Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU
Среди участников многочисленного крестного хода в честь 100-летия со дня расстрела семьи Романовых, прошедшего минувшей ночью по улицам Екатеринбурга, оказались и представители Украинской православной церкви Московского патриархата. Православие незалежной еще с 90-х находится в расколе. А после начала событий на Донбассе представители московского патриархата на Украине подвергаются гонениям. Об этом, а также об отношении к выходу «Матильды», государственной идее и работе на Донбассе спецкору 66.RU рассказал священник Украинской церкви.

Представитель Украинской православной церкви Московского патриархата просит называть его просто отцом Владимиром. Без лишних подробностей о сане и должности. «Вы же понимаете почему», — объясняет он.

Отец Владимир прибыл с Украины специально, чтобы поучаствовать в мероприятиях Царских дней. А сейчас торопится присоединиться к крестному ходу.

— Вы часто бываете в России?

— Раз-два в год. Мои служебные обязанности не позволяют выезжать чаще.

— В последние годы в России, и особенно на Урале, возник широчайший дискурс на тему царской семьи. На Украине также обсуждают семью императора?

— Я не могу отвечать за всю Церковь. Но в любом случае, мы — единая Церковь. И канонизация царственных мучеников и для нас является законной. Поэтому мы признаем царственных мучеников. В Крыму есть монастыри и храмы в их честь. Во многих наших храмах есть иконы государя и царственных мучеников, в частности, в моем — тоже. Действительно, для нас они святые. У нас нет никаких вопросов в этом плане.

— Наибольший скандал вызвал выход фильма «Матильда». Вы его смотрели?

— Нет! И смотреть не хочу. Как говорят мудрые люди, чтобы узнать вкус нечистот, не обязательно пробовать их. Для меня это явная провокация и однозначный заказ.

— В России с подачи президента появился термин «скрепы». А на Украине есть такие же «скрепы»? Они общие для нас?

— В терминологическом плане, я не встречал на Украине понятия «скрепы». Но в любом случае, мы — Русь, Киевская Русь. Наш православный социум неразделим с Россией. Поэтому есть совершенно четкое понятие, что православная вера — есть духовная основа нашего бытия, основа нашего общества, и, как сегодня сказал святейший, без нее возможны любые падения и страшные катаклизмы. Поэтому, безусловно, имеется осознание необходимости крепить православие в нашем народе.

— Несмотря на это понимание, украинская церковь еще с 90-х годов находится в расколе.

— Ситуация не самая хорошая. Но это произошло потому, что политические и мирские мотивы, желание власти и прочие факты, вторгаются в церковь. Делать это совершенно не нужно. С одной стороны, повторяется как какая-то мантра: «Церковь отделена от государства». С другой стороны, это государство пытается в эту церковь влезть. Украина получила самостийность, значит, по логике властей, далеких от православия, церковь должна стать самостоятельной. Но одно из другого вовсе не вытекает. Мы не хотели разрывать единство Украины, России и Белоруссии, единство всего нашего православного мира. Сказали: «Нет!»

А кто-то поддался на эти ухищрения, как бывший митрополит Филарет (предстоятель непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата) и его сторонники. Власть, к сожалению, сейчас принимает сторону митрополита Филарета, который так играет политической терминологией, как будто бы он за Украину. Но мы же не против Украины. Мы — патриоты той земли, на которой живем. Мы четко понимаем: где игра в патриотизм, а где — действительно забота о жизни страны, о ее настоящем и будущем. В итоге, со стороны нашего церковного руководства сегодня служил службу митрополит Онуфрий, представитель Украинской церкви Московского патриархата. Там явно видна забота, любовь к родной земле и Церкви. А это предполагает мир, стремление к единству. А не наоборот.

«Пошли на поводу у псевдопатриотической секты». Украинский священник – о расколе и отнятых храмах
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU

Раскольники ведут дела совершенно в обратную сторону. Объективный человек понимает, на чьей стороне правда и истина, даже если он находится вне Церкви. А человек церковный понимает, что раскольники нарушили церковные законы, канонические правила. То есть у них не благодати! А те, кто ставит политику вместо Церкви, те, кому дороже какие-то политические символы, лозунги и не дорого спасение души, тот уйдет в любую группировку, которая будет ставить во главу угла псевдопатриотические лозунги.

— В Екатеринбурге был случай, когда епархия открестилась от лозунгов, которыми местный священник провожал добровольцев, уезжавших на Донбасс: «Бить фашистов!»

— Давайте я не буду это комментировать.

— Хорошо. Тогда просто объясните позицию по конфликту на Донбассе.

— Наша церковь осуществляет свою миссию, в том числе и на территории ЛНР и ДНР. И там и там наши архиереи, монахи и епископы ведут свою работу. Они делают все для примирения и уврачевания этого конфликта. Сейчас Донецкая и Луганская епархия разделены, но архиерей один и тот же. Владыке и священникам приходится переезжать в разные точки. Церковный народ у нас один, который надо причащать и исповедовать. Иначе нельзя.

— Храмы Украинской церкви Московского патриархата все еще работают в Крыму. По-вашему, Крым чей?

— Я не буду отвечать на этот вопрос.

— Украинскую православную церковь Московского патриархата обвиняют и в пособничестве сепаратистам. Есть за что?

— Украинская православная церковь Московского патриархата не делит свою паству на стороны. Я, например, так говорю своим прихожанам: «Мы сейчас настолько разделены по половому, возрастному, имущественному, национальному и даже политическому признаку. Самая главная служба христианского мира называется Божественная литургия. Это термин греческий, в переводе означает «общее дело». То есть Церковь как бы говорит нам, что «все различия-разногласия нужно оставить за пределами. В Церкви — вы все братья и сестры!» Мы — как врачи, которые в период военных действий оказывают помощь обеим сторонам. Так и священники. Мы — уврачеватели, а не разделители.

«Пошли на поводу у псевдопатриотической секты». Украинский священник – о расколе и отнятых храмах

— Из публикаций украинских СМИ можно сделать вывод, что обстановка вокруг Украинской церкви Московского патриархата накаляется. Происходят некие гонения, отбираются храмы. Это так?

— Так происходит. Нам сейчас очень тяжело. Власти пошли на поводу у псевдопатриотической секты, которая церковью не является и, естественно, пытается давить на нас. И, конечно, раздражителем является факт нашего единства с Россией, с Москвой. Но мы терпим. Отстаиваем свою правду, которая на нашей стороне. Есть случаи притеснений, отбора храмов. В конце концов, для Церкви естественно быть гонимой. Это ее нормальное состояние.

— Вы ищете выход из этой ситуации?

— Это то, о чем говорил сегодня святейший. Выход — нам всем воцерковляться сильней. Православие не должно быть частью государственной идеи. Одной из составляющих. Оно должно быть главной идеей в нашей Святой Руси, как в России, так и на Украине. Тогда все получится с Божьей помощью.

— Впереди нас ждет еще одна дата — 1030-летие Крещения Руси, которое началось в Киеве. При этом в самой церкви Украины — раскол. Получается, конфликт, помимо политического, приобретает религиозный характер?

— Я бы не стал так говорить. Ситуация нагнетается, да. Но Церковь в конфликте не участвует! Церковь говорит о мире! Беда в том, что Церковь не слушают. Наш голос вопиет в пустыне. Мы не стараемся склонить чашу весов на одну из сторон. Мы говорим, что всем нужно примириться. А нас умышленно не слышат. Но мы продолжаем говорить, ведь капля камень точит.