Впервые за три года протестная активность в регионах начала снижаться благодаря стабилизации экономической ситуации в стране. К такому выводу пришли эксперты «Комитета гражданских инициатив» Алексея Кудрина. Авторы разделили риски на три группы: политические, экономические и протестные. 66.RU изучил, что происходит в Свердловской области и почему она не может выйти на уровень «спокойных» регионов.
Согласно проведенному анализу, с 2015 до середины 2017 г. протестная активность в регионах увеличивалась с каждым полугодием за счет акций, связанных с социальной и локальной тематикой. Во втором полугодии 2017 г. общее количество регионов, отнесенных к группе рисков, сократилось.
Свердловская область снизила свои экономические риски
Держать экономическую ситуацию на нормальном (во всяком случае, далеком от критического) уровне, по мнению экспертов, позволяют три вещи:
- политика перераспределения доходов между регионами,
- поддержка занятости на крупных градообразующих предприятиях,
- социальная помощь наименее обеспеченным группам.
Также роль сыграла президентская кампания, из-за которой региональные власти старались не допускать решений, могущих вызвать недовольство в регионах.
Благодаря этим факторам, Свердловская область сумела снизить свои экономические риски и покинула опасную группу.
Фото: 66.RU |
---|
Свердловская область снизила свои экономические риски за последние полгода. |
Из доклада «Комитета гражданских инициатив»:
— Поводы для протестных акций лишь в ограниченной мере определяются рисками снижения доходов и безработицы, характерными для стадии экономического спада. Громкие конфликтные ситуации марта 2018 года (Волоколамск, Кемерово) напоминают о проблемах других типов, заложенных еще в период экономического подъема 2000-х годов: инфраструктура, безопасность, городская среда и др.
Свердловская область — регион с повышенными протестными рисками
За последние три года протестная активность в регионах росла. Это происходило за счет увеличения протестных акций неполитического характера и роста публичной активности в «тихих» регионах. Однако во втором полугодии 2017 г. произошел спад публичной протестной активности. Эксперты называют две причины таких изменений:
- спад протестной антикоррупционной компании, в том числе акций Алексея Навального;
- снижение протестной активности в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северо-Западе.
Однако, по заявлениям авторов доклада, такое улучшение ситуации не означает общее уменьшение рисков протестных выступлений. И в ближайшем будущем можно ждать увеличение напряженности.
Из доклада КГИ:
— Колебания публичной активности, связанной с социально-экономической проблематикой, носят, скорее всего, временный и относительно случайный характер. Долгосрочные причины, с которыми связана соответствующая протестная активность (проблемы сохранения городской среды, социальных гарантий, прав мелких предпринимателей и др.), сохраняются и в будущем должны проявить себя.
Тематика публичной протестной активности во втором полугодии 2017 г. (в относительных единицах):
- Политики, выборы — 18,4%
- Гуманитарные проблемы, история, культура — 17,8%
- Городская среда, экология, транспорт — 10,6%
- Предприниматели, инвесторы, вкладчики, потребители — 10,2%
- Социальные гарантии, социальное обслуживание — 7,8%
- Трудовые права — 7,5%
- Жилье, коммунальные услуги — 6,6%
- Правоохранительные органы, коррупция — 5,9%
- Внешняя политика — 3,6%
- Межэтнические отношения, мигранты — 0,7%
За последние полгода протестные риски в Свердловской области снизились. Сейчас аналитики оценивают их как «повышенные». Средний Урал остается одним из тяготеющих к протестам регионов в стране.
Фото: 66.RU |
---|
Протестные риски в Свердловской области снизились. Однако, как обещают эксперты, текущие проблемы, которые сохраняются и приумножаются, «в будущем должны проявить себя». |
Борьба элит как фактор увеличения политических рисков
Политические риски регионов авторы доклада оценивают по трем факторам:
- состояние политических институтов,
- самостоятельность местного самоуправления,
- административная устойчивость.
Из доклада КГИ:
— В большинстве регионов низкое качество политических институтов не столь заметно в силу стабильно низкой конфликтности элит, что, как правило, связано с отсутствием в регионе значимых элитных групп, способных конкурировать с губернатором, и с высокой административной устойчивостью.
Фото: 66.RU |
---|
Риски элитных конфликтов в Свердловской области — одни из самых высоких в стране. |
В Свердловской области, пришли к выводу эксперты, ситуация с административной устойчивостью во втором полугодии 2017 г. улучшилась. С чем это связано — аналитики не поясняют. Но в некоторых регионах, например в Марий Эл, Приморском крае, Самарской области это произошло благодаря смене губернатора. Всего в 2017 г. сменились главы в 19 субъектах, после президентских выборов в марте 2018-го — еще в трех.
Из доклада КГИ:
— Мы наблюдаем массовое обновление губернаторского корпуса, которое уже сказывается на политических процессах в регионах. А в будущем скажется еще больше, поскольку в сентябре 2018 г. в 22 регионах предстоят губернаторские выборы.
После выборов на региональном уровне изменилась доля депутатов, работающих на профессиональной основе, уменьшилась представленность оппозиции в руководстве Законодательных собраний, на муниципальном — вступили в действие новые, менее демократические, схемы формирования местной власти. Это также влияет на изменение политических рисков в регионах.
Фото: 66.RU |
---|
В целом «Комитет гражданских инициатив» оценивает политические риски Свердловской области как средние. |
В Свердловской области, согласно оценкам политических рисков по компонентам, уровень конфликтности элит остается повышенным. Однако при этом сохраняется средний уровень административной устойчивости, пониженный уровень автономии в Заксобрании и пониженный уровень самостоятельности органов местного самоуправления. Это делает регион нейтральным с точки зрения политических рисков.