Уральский композитор и основатель группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин дружил с Виктором Цоем и Майком Науменко. Он рассказал 66.RU, почему картина Кирилла Серебренникова о жизни советских рок-музыкантов — это провал.
Если кратко, у Пантыкина шесть претензий к фильму. В пересказе они выглядят вот так:
- В фильме нет драматургии. История флирта Наташи с Цоем притянута за уши. Нет увлекательного сюжета — смотреть фильм скучно.
- В картине не сказано ничего нового. Пересказаны всем известные банальности, например, об окне в рок-клуб, через которое все лазали, и о помощи Бориса Гребенщикова в записи альбома группы «Кино».
- У создателей не было права использовать имена Майка Науменко и Виктора Цоя, потому что характеры героев фильма не похожи на характеры настоящих музыкантов.
- В фильме фактические ошибки: Майк не жил в коммуналке, а сигареты «Беломор» забивали анашой, а не курили просто так.
- В восьмидесятые не было никакого противостояния, рок-музыканты ни с кем не боролись. Все писали что хотели, были счастливы и довольны.
- «Кино» не были фаворитами питерского рок-клуба. В фильме их считают гениями, а в реальности к ним относились как к музыкантам второго сорта.
Полный монолог «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина открывается нажатием кнопки «Читать далее».
— Я никому не навязываю свое мнение. Лично я сидел в зале и засыпал. Я жил в те времена и многое видел своими глазами. На самом деле жизнь тогда была интереснее и ярче. Атмосфера в фильме не соответствует атмосфере того времени.
В фильме нет драматургии, там ничего не происходит. История флирта жены Майка с Виктором Цоем притянута за уши, чтобы хоть как-то можно было смотреть картину. Ну поют песни, и что? Ну залезают в окно рок-клуба, в которое я тоже залезал. Что здесь нового? Пересказано одно и то же по третьему разу.
Каждое художественное произведение должно открывать что-то новое. Удивлять, давать новую пищу для ума. Тут не было никаких событий, я чуть не уснул. Эти бесконечные песни — это такая нудятина. Фильм снят неумело, смонтирован тоже, и в общем-то похож на самодеятельность.
Майк и Цой были другие. Наташу я вообще не помню. Марьяна была жесточайшей девушкой, она Вите прохода не давала. Следила за каждым шагом. Однажды мы с БГ и Цоем стояли утром за стойкой в «Сайгоне» и пили кофе. Когда вошла Марьяна, Боб и Витя спрятались за стойку. Она подошла ко мне и, глядя на меня, говорит им: «Ну что вы спрятались, думали, я вас не видела? Что, пьем уже с утра?» Они виновато опустили голову. Марьяна с Витей была очень требовательной. С одной стороны, она продлила его жизнь, а с другой — сама его подвела к некой пропасти.
Лучше бы авторы заменили Цоя на Шмоя, а Майка на Шмайка и сняли просто фильм о музыкантах того времени Это было бы правильно — право на использование имен реальных людей нужно заработать.
В фильме говорится о противостоянии музыкантов с окружающим миром. Но это очень надуманно. Я в творчестве «Урфин Джюса» в то время не чувствовал никакого давления и всегда писал все, что хотел. Было ощущение счастья, что ты выходишь на сцену, поешь свои любимые песни. И зрителям нравилось. Было ощущения прорыва и света.
Страшная неправда, что в то время все курили папиросы «Беломор». Кто-то курил, а кто-то — нет. Обычно брали «Беломор», высыпали табак и забивали туда анашу. Ну и так много не курили, конечно. В фильме что ни кадр, то сигарета. И еще я был дома, где жила мама Майка. У них была отдельная квартира, а не коммуналка, как в фильме.
Еще могу сказать честно, что группа «Кино» не была фаворитом питерского рок-клуба. Ее мало кто замечал. К Цою относились как к музыканту второго сорта, и когда «Кино» выстрелило — у всех глаза на лоб вылезли. Так же было и с «Чайфом». Ребят из подворотни никто не воспринимал всерьез, а сегодня они — одна из лучших групп отечественного рока. И они по праву заслужили это своим самоотверженным трудом.