Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Телефонные мошенники атакуют стариков по всей России. Как защитить своих бабушек и дедушек

8 июня 2018, 16:30
инструкция
Телефонные мошенники атакуют стариков по всей России. Как защитить своих бабушек и дедушек
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.RU
Ущерб исчисляется миллионами рублей.

Что случилось?

В крупных российских городах началась новая волна телефонного мошенничества, жертвами которого становятся старики. Неизвестные звонят на домашний или сотовый номер телефона пенсионера, говорят, что ему положена компенсация, но для того, чтобы ее получить, необходимо перечислить на счет определенную сумму денег. Сначала немного, потом — чуть больше, и так до тех пор, пока у жертвы не закончатся деньги. Для того чтобы не терять контакт с доверчивыми бабушками и дедушками, мошенники звонят им каждый день.

Недавно произошел очередной случай подобного мошенничества. Публично сумма ущерба не называется, но пострадавшие намекают, что речь идет о крупной сумме денег. Жертвы – пожилая пара инженеров. Об этом случае написала на своей странице в Facebook родственница пострадавших — Ирина Цвей.

По словам Ирины, с пенсионерами связался по телефону мошенник, который сказал, что фирма, где пожилые люди когда-то покупали БАДы, разорилась, и якобы теперь им полагается компенсация в 350 тыс. руб. Но для того, чтобы ее получить, старики должны заплатить за ячейку, хранение, страховку, перевоз денег… И добавил, что если они немедленно не переведут деньги на указанную карту, у них «отнимут пенсию».

После этого разговора мужчина звонил пенсионерам каждый день, и каждый день они переводили определенную сумму. За месяц они перечислили все свои деньги, накопленные за 52 года работы. О мошенничестве стало известно, когда пожилые люди обратились за помощью к родственникам — им не хватало на очередной ежедневный платеж.

Приемы, которые использовал мошенник, Ирина Цвей описывает так.

Ирина Цвей, родственница пострадавших:

— Понятно, что звонивший их «кодировал». Он все время повторял две фразы: «Вы все получите обратно», «Никому не говорите». И они месяц молчали. Несчастные старики! И им не хватило 15 мая той суммы, которую они попросили у меня. За месяц они перевели все! В полиции даже не поняли сразу, КАКАЯ сумма была переведена! Да, деменция… Да, больные старые дети… Самое страшное, что они еще ждут, что полиция найдет! А полиция нам сказала — надежды нет… Хотя это и очень громкое дело.

Почему жертвами мошенников становятся именно старики?

Пожилые люди хуже ориентируются в том, как работают современные системы (банковские, правовые и т.д.), что делает их более легкой добычей для мошенника. Аферисты выбирают пенсионеров еще и потому, что многие из них более тревожны. Это связано не только с возрастными особенностями, но и с тем, что взаимодействие с продуктами технического прогресса вызывает у них большее напряжение, рассказала 66.RU гештальт-терапевт Александра Мелях. Особенно это касается тех, кому пришлось учиться обращению с мобильными телефонами, компьютерами уже на пенсии. Кроме того, их чаще можно застать дома, как правило, они не заняты важными делами, многим даже не с кем поговорить, и потому они охотно идут на диалог даже с незнакомым человеком.

Как еще мошенники обманывают стариков?

Некоторые из наиболее распространенных видов мошенничества приведены на сайте МВД:

  • «Оператор» звонит лично вам и сообщает о проблемах с вашим счетом и предлагает отправить SMS на определенный номер.
  • Абоненту звонит молодой человек и объясняет, что случайно положил деньги не на свой счет, а на его. Настойчиво, но вежливо мошенник будет упрашивать перевести ему такую же сумму денег.
  • На улице подходит незнакомец и просит позвонить с вашего телефона. Злоумышленник звонит с него на платные номера.
  • Абоненту звонят с незнакомого номера, он из любопытства перезванивает. Но платит за это соединение гораздо больше, чем обычно.
  • Абоненту сообщают по телефону, что он выиграл приз от компании-оператора, но чтобы его забрать, необходимо купить карту оплаты. После этого абонента якобы переводят на автоматическую систему пополнения счета. По тоновым сигналам мошенники выясняют код карты и переводят деньги на свой счет.
  • Мошенник звонит по телефону, представляясь родственником абонента, сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, и просит перевести деньги, чтобы избежать уголовной ответственности.

Цель мошенника — вынудить жертву действовать под воздействием этих эмоций.

Как понять, что пенсионер стал жертвой мошенника?

Под воздействием афериста человек может стать более замкнутым и нервным, так как его тяготит необходимость что-то скрывать, а мошенник давит на его психику постоянными звонками. Еще один верный признак — родственник вдруг обращается к вам за крупной суммой в возбужденном состоянии и отказывается объяснить, зачем она ему нужна. Понять, что человек находится под влиянием другого человека, довольно сложно, поэтому лучше предупреждать атаку мошенника.

Как я могу предупредить атаку мошенника?

Расскажите вашим бабушкам и дедушкам о том, как работают банки и другие структуры, и о схемах, которые используют мошенники. Нередко пенсионеры не чувствуют подвоха, когда им, например, предлагают вклад под необоснованно высокую ставку (+25% годовых).

Александра Мелях, гештальт-терапевт:

— Лучше всего находиться в близком контакте со своими родственниками (и не только пожилыми). Чтобы понимать, какие у них настроения, планы, состояния. Тогда гораздо больше шансов узнать, что происходит что-то подозрительное.

То есть первый совет прост — общайтесь. Многие договоры и банковские сделки можно расторгнуть в течение 2-3 дней после подписания, поэтому даже если вы узнали о происшествии постфактум, но оперативно, — есть шанс пережить атаку мошенников без последствий.

Чему я должен научить своих пожилых родственников?

Если звонят с незнакомого номера и говорят о проблемах со здоровьем у родственника — это должно вызвать подозрение. Чтобы распознать мошенничество, нужно задавать много вопросов: где, что и как произошло. Преступник попытается воспользоваться вашим взволнованным состоянием, поэтому далее необходимо взять паузу и спокойно во всем разобраться, советует гештальт-терапевт.

В это время лучше позвонить «пострадавшему», возможно, он сразу же ответит, и ситуация разрешится. Если же нет, то стоит обратиться к тому, кто находится с ним в контакте, — обычно это жена или муж. Важно, чтобы у вашего пожилого родственника были и их номера тоже.

Александра Мелях:

— Если это мошенники, они не дадут вам выйти из контакта — будут рассказывать всякие мерзости, будут вас пугать, говорить, что мало времени. Не поддавайтесь панике. Внимательно слушайте, что вам говорят, задавайте вопросы. Затем выходите из контакта и позвоните тому, кому вы доверяете.

Научите пожилых родственников относиться критично ко всем проявлениям альтруизма в свой адрес со стороны незнакомцев. Иногда мошенники могут сказать, что для них в этом деле тоже есть «небольшая выгода», но в целом условия для «жертвы» всегда нереалистично прибыльные. Также не забывайте, что иногда мошенники могут назваться представителями власти или, например, сотрудниками Пенсионного фонда России.

Если пенсионер плохо разбирается в новых технологиях или у него снижена когнитивная функция, возможно, лучшим вариантом будет договориться, чтобы он не отвечал на звонки с незнакомых номеров.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.