Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как изменить проект арены на месте телебашни, чтобы не устроить транспортный ад. Отвечает архитектор

31 мая 2018, 11:42
Колонка
Как изменить проект арены на месте телебашни, чтобы не устроить транспортный ад. Отвечает архитектор
Фото: официальная документация проекта
Перед заседанием Градсовета, на котором будут рассматривать проект ледовой арены на месте телебашни, урбанист Владимир Злоказов детально изучил его и объяснил, что нужно изменить, чтобы в дни матчей не парализовать движение в районе Цирка. Мы внимательно прочитали его колонку и выбрали главные тезисы.

Можно ли строить объект массового посещения без большого количества парковочных мест для зрителей? Да, можно. Более того, если говорить о конкретном участке около Цирка — это единственный способ построить там такой объект. Даже если построить паркинги для всех потенциальных посетителей, такой объем личного автотранспорта просто не переварит улично-дорожная сеть этой части города, которая из без того изрядно загружена. Невозможно будет ни подъехать, ни уехать.

[Паркинги это] либо моря асфальта, как в случае с Дворцом спорта, либо более дорогие, но не менее уродливые этажерки многоярусных паркингов — мертвых, по сути, зданий, не коммуницирующих в пространство ничего человеческого.

Общественный транспорт сможет эффективно подвезти зрителей к арене, а затем развезти их обратно. Участок, где стояла телебашня, расположен не просто удачно с точки зрения доступа на общественном транспорте, — это место с одним из лучших показателей доступности во всем городе. Во-первых, конечно, здесь есть станция метро, обеспечивающая эффективную связь по оси «север-юг». Во-вторых, у Цирка расположен крупный трамвайный узел. В-третьих, по улице Куйбышева возможная эффективная связь по оси «запад-восток» при помощи автобусов, если обеспечить им приоритет движения. Сейчас такого автобусного маршрута нет, но он заложен в новой маршрутной сети общественного транспорта.

Поэтому проект строительства арены должен включать в себя не только сам объект и пространство вокруг, но и улучшение транспортной инфраструктуры: обособление трамвайных путей, выделение автобусных полос, установку камер видеофиксации и т. д. На улицах могут быть пробки, но трамваи и автобусы должны ходить бесперебойно, как метро!

В зоне пешеходной доступности от будущей арены проживает большое количество людей, и еще больше — в зоне доступности на велосипеде. Исключать это из общей транспортной картины никак нельзя. В прошлом году силами КБ «Стрелка» и проектного бюро «ОСА» была создана концепция благоустройства набережной реки Исети <...>, одним из ключевых транспортных элементов этой концепции были «мосты под мостами», позволяющие пешеходам и велосипедистам пересекать упомянутые выше улицы, не пересекаясь с потоками автотранспорта. В текущем варианте проекта арены эти связи отсутствуют, а между тем они являются важнейшим инфраструктурным элементом, позволяющим использовать набережную как единую велопешеходную артерию, пересекающую город с севера на юг. Она может использоваться как собственно для доступа к арене, так и просто для велосипедных поездок по городу, пеших прогулок и пробежек вдоль реки.

Если же относиться к велосипедам с полной серьезностью, то можно сделать и велопаркинг внутри здания с охраной и видеонаблюдением — возможно, не для посетителей массовых мероприятий, но хотя бы для сотрудников и посетителей спортивных секций, которые наверняка будут работать в этом здании в будние дни.

Упомянутые выше пешеходные связи, в том числе, могут использоваться для подхода к существующим и новым остановкам общественного транспорта. Новую трамвайную остановку необходимо запроектировать и построить на перекрестке Куйбышева — Горького. Дело в том, что между остановками «Цирк» и «Белинского» по Куйбышева очень большое расстояние (800 метров). Раньше в остановке на Горького не было особой нужды, поскольку вокруг было мало объектов притяжения. Сейчас же район заметно подрос, и остановка там нужна. Трамвайные платформы остановок «Цирк» и «Академия при Президенте России» необходимо реконструировать и расширить.

Массовые мероприятия будут проходить на арене меньшую часть времени. Большую же часть времени она будет довольно пустынной, однако по улицам люди ходят всегда, и это должно быть интересно. А лучшим способом сделать улицу интересной является активный фасад застройки — магазины, кафе, даже входы в офисные помещения. Все же технические функции типа стоянки автобусов, которую мы видим на рендере, лучше разместить между застройкой по Декабристов и ареной, где люди особо ходить не будут.

Если принять возможность строительства арены на месте снесенной телебашни как в целом допустимую, то, на мой взгляд, мы увидели вполне добротное и качественное проектное предложение. Есть моменты, которые имеет смысл подкорректировать, но они не противоречат общему замыслу и вполне поправимы. Поэтому я с оптимизмом смотрю на этот проект и надеюсь, что он будет реализован в лучшем виде.