Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бери и делай. Мировые наработки, которых не хватает Шарташскому лесопарку

11 апреля 2018, 12:57
Бери и делай. Мировые наработки, которых не хватает Шарташскому лесопарку
Фото: официальная документация проекта
Тот проект, с которым директор лесопарка занял свою должность и который он будет реализовывать сейчас, не привлечет туда ни молодежь, ни туристов. Потому что для них там ничего нет.

Сразу после своего назначения на пост директора Шарташского лесопарка член «Деловой России» Артур Зиганшин заявил, что «намерен использовать все мировые наработки для его благоустройства». Правда, какие именно — не уточнил.

Пока, если судить по презентации, которую Зиганшин представлял комиссии, — ждать чего-то экстраординарного и инновационного от реорганизации пространства не стоит. В проекте — пешеходная и велодорожка, пляж, четыре туалета, две детские площадки, три беседки и три спортивные площадки. Почти то же самое, что и было до этого, только в стиле «хай-тек».

Редакция 66.RU решила помочь директору Шарташского лесопарка и подготовила подборку «мировых наработок», так как нам кажется, что реальные инновационные решения и стиль высоких технологий могут быть более интересными, чем задумано в проекте сейчас. Особенно в том случае, когда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ждет, что лесопарк «станет современным и удобным местом отдыха для всех жителей города».

Пожалуй, самый известный парк мира — Центральный парк в Нью-Йорке. Ежегодно его посещают 25 миллионов человек. Конечно, Екатеринбургу до этих цифр в вопросе туризма очень далеко, но частично воспользоваться его «наработками» – можно.

На территории Центрального парка есть фонтан, музыкальные часы, скульптуры, памятники, несколько театров, зоопарк, замок, музей современного искусства. И даже если все вышеперечисленное нам не нужно, то от катка отказаться сложно. Тем более что в Нью-Йорке его заливают специально, а Шарташ замерзнет сам. Так, как это может быть сделано у нас, можно посмотреть на рендерах проекта парка Нортерли-айленд в Чикаго.

Лесопарк Дзинтари, который находится в самом центре Юрмалы, тоже похож на Шарташ – озеро и лес вокруг. Местные архитекторы при разработке проекта учли интересы не только детей (спортплощадки) и взрослых (скамейки), но и молодежи, сделав для них скейт-парк и множество кафе, раскиданных по территории парка. Последние, что интересно, выполнены из зеркального материала. То есть они очень мягко вписываются в лесной ландшафт за счет отражения деревьев вокруг. И с них гораздо проще смыть граффити, которыми разрисовывают ларьки за ночь люди, считающие себя художниками. В Екатеринбурге, напомним, судя по проекту, подобные конструкции будут выполнены из дерева (и вряд ли их кто-то будет шкурить каждый раз, чтобы смыть въевшуюся краску).

Также в Дзинтари построена смотровая вышка высотой 33,5 метра. На ее вершине — доминанта парка — большая смотровая платформа, с которой открывается вид как на озеро, так и на жилую застройку около парка. У нас подобного пока ничего не планировалось, хотя вьюпоинты лишними никогда не бывают и спросом всегда пользуются.

У нескольких из претендентов на должность директора Шарташского лесопарка была идея построить музей или какой-либо культурный центр, посвященный истории самого места. Один из вариантов проекта, который можно сделать, — автономный центр, использующий собственные возобновляемые источники энергии. Такой центр уже давно работает в Ванкувере, а компания, реализовавшая его, успешно применяет и делает подобные проекты в России.

Еще больше похож на Шарташ — парк «ЗИЛ» в Москве, реорганизацией которого занимался голландский ландшафтный дизайнер Джерри ван Эйк. В основу концепции парка была заложена идея паблик-арта — искусства в городском пространстве. «Фишка» парка – пергола, терраса в виде конвейерной цепи, которая отсылает к производственному прошлому ЗИЛа, а доминанта парка – жилой комплекс «Зиларт», здания которого абсолютно не похожи друг на друга, так как проектированием их занимались абсолютно разные архитектурные бюро со всего мира.

Реновация территории бывшей промзоны ЗИЛа является одним из крупнейших строительных проектов Москвы. Этот объект городские и федеральные власти показывают зарубежным коллегам как эталон для дальнейшего развития городов.

«Зиларт» похож на Шарташ не только прудом и лесом, но и тем, что вблизи и того и другого парка — ЖК, и оба сейчас находятся в стадии строительства. В Екатеринбурге это «Парк Каменные палатки» — жилой комплекс переменной высоты с максимальной этажностью — 31.

Сдать первые четыре секции застройщик проекта «Гринвич — жилая недвижимость» планирует во втором квартале 2019 года, но не исключает, что это может произойти и раньше. В общем, строиться ЖК будет одновременно с парком.

В «Парке Каменные палатки», так же как и в «Зиларте», на первых этажах будут располагаться кафе, шоу-румы, магазины. Как и в столице, в проекте ЖК Екатеринбурга, который возводит «Гринвич — жилая недвижимость», предусмотрено строительство детских садов, школы искусств и учреждений дополнительного образования. Кроме того, согласно плану ЖК «Парк Каменные палатки», там разместятся поликлиника и четыре многоуровневых паркинга, на крышах которых будет организован двор с детскими и спортивными площадками.

Согласно проекту застройщика «Гринвич — жилая недвижимость», жители комплекса получат прямой выход с территории ЖК в парк. Вполне возможно, с учетом органично вписывающейся застройки, этот вход вполне может принять на себя роль центрального.

Еще один вариант взаимодействия проектов — сделать выход в лес прямо из ЖК. Такая идея уже осуществлена в уфимском ЖК «Четыре сезона». Холлы первого этажа дома там разделены на два уровня, позволяя как спуститься в парковку, так и выйти во двор, из которого можно пройти в лес и напрямую: туда ведет широкая, «приглашающая к прогулке», лестница.

Лестница может быть и более функциональной — наподобие главного павильона в парке Олимпийской деревни – 80. Там крыша павильона является частью прогулочного маршрута вдоль прудов: 100-метровая лента дорожки вырезана из земли и приподнята, образуя мост, под которым — два легких стеклянных объема, предназначенных для паркового кафе и бегового клуба. По сути, на их месте может быть все что угодно. Например, аренда велосипедов, на которых можно будет проехать «Тур де Шарташ».

В любом случае, Артуру Зиганшину придется как-то взаимодействовать с застройщиком «Парка Каменные палатки», чтобы два проекта, на которые бизнес делает большие ставки, не были разрозненными и не противоречили друг другу. Начать стоит хотя бы с малых архитектурных форм входа в парк и стоящего рядом ЖК. Стоит заранее предусмотреть, чтобы они хоть как-то перекликались или органично дополняли друг друга. Конечно, оба проекта заявлены как современные и минималистичные, но хай-тек хай-теку рознь.