Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Коллекторы превращают мою жизнь в ад, а я даже не брал кредит. Что делать?

инструкция
5 апреля 2018, 10:53
Такое случается, если у вас и у реального должника совпадают имя и фамилия или если человек в анкете указал неверный номер телефона. Рассказываем, как по закону бороться с коллекторами и какой способ станет самым эффективным.

В Екатеринбурге снова активизировались коллекторы. Пользователи соцсетей начали жаловаться на постоянные звонки и навязчивых сотрудников коллекторских агентств.

66.RU разобрал несколько типичных ситуаций и попросил адвоката по уголовным делам Ивана Кадочникова объяснить, что делать, если деньги вы не брали, а долг «выбивают» именно с вас.

Они постоянно звонят и требуют денег. Это законно?

Вообще-то, нет. Есть официальный перечень коллекторов, их контролирует служба судебных приставов. Такие коллекторы работают по закону: не звонят в выходные и по утрам, не общаются с вами чаще двух раз в неделю. Здесь четкое нарушение: обращение не к тому субъекту персональных данных. Человеку по телефону вы можете сказать, что вы кредит не брали и где-то в базе закралась ошибка. Он должен перестать звонить. Все по-человечески и спокойно.

Я говорил, но звонки не прекратились. Куда жаловаться?

Скорее всего, вы столкнулись с организациями, которые не являются коллекторами в силу закона. Чтобы считаться официальным коллектором, нужно иметь уставный капитал в 450 тысяч рублей. Это многих останавливает, и коллекторы работают нелегально. На таких можно пожаловаться в полицию и ФАС.

Просто позвонить в полицию?

Нет. Нужно прийти в участок, написать заявление, предоставить аудиозапись звонка, расшифровку беседы, указать номер телефона и имя человека, который звонил. Затем полицейский должен будет пробить телефон по базе. Если имя представившегося совпадет с именем того, на кого записан номер, его вызовут в отдел полиции по месту жительства и он понесет административную ответственность. Звонки от навязчивых коллекторов можно расценить как хулиганство. Если имена не совпадут (а они не совпадут, потому что черные коллекторы звонят с левых номеров), то на этом процесс остановится. Состав преступления есть, но оно бесфигурантно, то есть невозможно установить, кто звонил, и привлекать к ответственности некого. Причем штраф за такое правонарушение составляет 5 тысяч рублей, поэтому среди сотрудников полиции вы понимания не найдете.

Но они же нарушают закон о персональных данных!

Да, и не только. За персональные данные отвечает антимонопольная служба. Так что если на ваш телефонный номер звонят, не представившись, нехорошие люди, у вас есть формальное право написать жалобу в ФАС. Шансов там еще меньше. Опять же, должно все совпасть: аудиозапись, расшифровка, телефонный номер, он записан на лицо, которое звонило. Иначе установить ответственного не получится.

Может, позвонить в банк?

Попробуйте. Но скорее всего, банк решит, что вы должник и так хотите избежать ответственности. Кроме того, по закону, банк должен получить письменное согласие клиента на коллекторскую работу, в том числе и на звонки. И раз банк этого не сделал (а тогда бы ваш номер телефона у коллекторов не появился), то рассчитывать особо не на что.

То есть легальных способов нет?

Увы, но работающих и легальных способов нет. Но есть другой способ — психологический. Коллекторы работают по определенной схеме. Согласно их теории, если клиент не заплатил после третьего звонка, он деньги просто так не вернет. Так что логично просто успокоиться, ведь вам ничего не грозит, и каждый раз объяснять, что они ошиблись. Как правило, после третьего звонка все заканчивается.