Конец недели в Техническом университете УГМК выдался жарким и шумным: на подведение итогов и вручение призов в Верхнюю Пышму съехались 165 ребят в возрасте от 10 до 17 лет из 12 регионов России. В течение девяти месяцев они работали над проектами, которые в итоге должны принести экономию и улучшить производственные показатели предприятий горно-металлургической компании.
Фото: Татьяна Гордеева для 66.ru |
---|
Над проектами школьники трудились вместе с педагогами и инженерами тех предприятий, где планируется в дальнейшем внедрить ноу-хау. Некоторые — как ребята из Челябинска — создавали точные модели агрегатов, работающих в цехах. |
— Когда мы только задумывали «Инженериаду», главным условием для нас было не просто привлечь внимание ребят к металлургии, а создать проекты, которые действительно будут востребованы в дальнейшем. В итоге работа так и строилась: инженеры озвучили производственные задачи, школьники прикинули, что им интересно, что по силам, и потом совместно с наставниками эти задачи решили.
По словам Ольги Смирновой, такого интереса к конкурсу они не ожидали — всего в нем приняли участие 313 детей из всех регионов присутствия УГМК.
Из 145 представленных проектов жюри, в которое входили инженеры и педагоги, выбрало лучшие: разработки касались самых разных производственных сфер — от автоматизации труда до экологии и энергосбережения.
Фото: Татьяна Гордеева для 66.ru |
---|
Дмитрий Мананков из Шадринска представил на конкурс альтернативный источник получения энергии. «На Шадринском автоагрегатном заводе есть градирня, вода которой никак не используется. А я вместе со своим наставником разработал механизм, который, задействуя энергию этой воды, может вырабатывать электричество, например, для уличного освещения. То есть, по сути, мы можем дополнительно получить электричество из ничего. Но вообще созданный механизм для преобразования энергии можно использовать и в других устройствах, где есть крутящий момент», — рассказал о своем изобретении Дима. |
Ребята защитили свои проекты не только перед членами жюри, но и перед «высокими гостями»: лучшие проекты были представлены генеральному директору УГМК Андрею Козицыну, министру промышленности и науки Свердловской области Сергею Пересторонину, заместителю министра общего и профессионального образования Нине Журавлевой.
Фото: Татьяна Гордеева для 66.ru |
---|
Андрей Козицын посетил мероприятие не для проформы: он попросил ребят представить каждый выставленный проект, рассказать, в чем ноу-хау, доказать его выгоду для компании. |
Названия проектов порой представляли собой набор слов, совершенно непонятных людям с неинженерным образованием. Например, вот это сооружение с трехлитровыми банками — проект, позволяющий свести до нуля потери при декантации электролита. «Оказывается, электролит тоже декантируют, я думал — только вино», — шептались между собой участники делегации, пока школьники рассказывали о своем ноу-хау. |
Фото: Роман Байкалов для 66.ru |
---|
Выгоду от этого изобретения уже успели посчитать: после его внедрения завод «Электроцинк» во Владикавказе сможет экономить более 20 млн руб. в год. «Вообще-то я учусь на повара в нашем владикавказском техникуме. Но, узнав о конкурсе, решил попробовать себя в металлургии. В итоге я разработал собственный метод охлаждения клинкера (остаток при производстве цинка, — прим. ред.) не водой, как сейчас, а воздухом или азотом. Это дает колоссальную экономию по времени, и выгодно с экономической точки зрения», — рассказывает 17-летний Алексей Власенко. |
К слову, в Техуниверситете были выставлены не только конкурсные проекты, но и работы 7-летних ребят, учащихся в инженерном классе одной из школ Верхней Пышмы.
Фото: Роман Байкалов для 66.RU |
---|
«Я сделала приборы, которыми дома можно измерить самые разные величины. Например, вот это гигрометр — он показывает влажность воздуха. Это — электроскоп: он измеряет ток в любых предметах. Это — динамометр, им можно измерить вес через силу: один ньютон — 102 грамма. А вот тут смоделирован процесс гидролиза: с его помощью можно очищать воду от ржавчины», — бойко рассказывает первоклассница Зарина. И тут же полушепотом добавляет, глядя на Козицына: «Дядя, а ты правда директор, который все это устроил?» |
— Начиная с 1-го класса ребятишки вовлечены в инженерный процесс. Эти 7-летние дети произносят слова, о которых обычно в таком возрасте даже не догадываются — флотация. электрометр... И не просто произносят, но могут и рассуждать на эту тему. Старшеклассники же выдают проекты, которые можно брать и внедрять на производстве. Особенно я оценил проекты по энергоэффективности, по клинкеру. А предложение ребят определять по длине искры тип металла и сертифицировать его, на мой взгляд, заслуживает отдельной тщательной проработки.
По словам Андрея Козицына, все проекты, которые имеют экономический эффект, будут реализованы на предприятиях УГМК. «Мы обязательно сделаем расчет эффективности на каждый внедренный проект и отметим юных новаторов материально», — добавил собственник УГМК.
Как рассказали в компании, некоторые проекты уже реализуются. Например, разработка 10-летнего Матвея Веснина из Оренбурга: он придумал «фотоловушку» для борьбы с травматизмом при сварочных работах.
Пока материальная выгода подсчитывается, всех победителей конкурса наградили дипломами и памятными призами. А для тех, кто соберется и в дальнейшем реализовывать инженерные мысли, награда особая: ребята получат по три дополнительных балла к ЕГЭ при поступлении в корпоративный вуз. Кроме того, победители проведут летнюю инженерную смену в детском лагере на Таватуе.
По словам организаторов, первая «Инженериада» оказалась успешной и теперь конкурс станет регулярным. К слову, идею конкурса оценили и в Минобре РФ: ведомство присвоило Техническому университету УГМК статус федеральной инновационной площадки.