Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

За что «Икару» дали «Оскар»? Павел Матяж — о фильме про накачанных допингом русских спортсменов

8 марта 2018, 14:16
За что «Икару» дали «Оскар»? Павел Матяж — о фильме про накачанных допингом русских спортсменов
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Эпическая документалка, в которой самым подробнейшим образом описываются причины отстранения большей части российских спортсменов от участия в Олимпийских играх в Рио, Пхенчхане и всех последующих. Режиссер-любитель Брайан Фогель получил за это «Оскар», а главный фигурант Григорий Родченков — новое лицо и программу по защите свидетелей в США и статус главного национал-предателя дома.

«В сообществе, где каждый виновен, преступление заключается в том, что тебя поймали. В мире воров единственный и окончательный порок — это тупость». Хантер Томпсон. «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».

Удивительно, но эта полная горького цинизма фраза, написанная почти 50 лет назад одиозным американским журналистом и писателем, практически полностью совпадает с позицией современных российских властей и спортивной прессы по поводу недавней допинговой истории. Да, все употребляют этот допинг… А почему ловят только русских? Да потому, что это все политика, ведь у нас с ними со всеми холодная война. Своих-то американцев они не ловят!

Самое смешное, что для будущего оскароносного режиссера фильма «Икар» Брайана Фогеля началось-то все именно с американского велогонщика Лэнса Армстронга, у которого в 2012-м забрали и аннулировали все награды.

С 1998-го по 2012-й Армстронг 7 раз выиграл Тур Де Франс и был в велогонках таким же великим и недосягаемым, как Тайгер Вудс в гольфе или Бьёрндален в биатлоне. Шумахер такой, только на велике.

Фогель был велогонщиком-любителем больше 20 лет, Лэнс Армстронг был старше его всего на полтора года, но для Фогеля он был кумиром. И поэтому в 2012-м, когда Армстронг сознался, что много лет принимал допинг, и лишился всех медалей и титулов, это было, конечно, эпическое падение, гибель богов и крушение Олимпа. И Фогель в одночасье потерял ориентиры, кумир оказался фальшивым и все эти годы обманывал его и еще миллионы своих поклонников. Но погодите-ка, Армстронг был лидером и чемпионом больше 10 лет. Как вообще такое возможно? Ведь они там постоянно проходят все эти тесты и пробы бесконечные. И за все это время никто ни разу ничего не обнаружил? Да неужели?

В первой части фильма очень подробно описан этот сложный ежедневный процесс, строго по часам Фогель принимает какие-то колеса, делает себе инъекции в бедро. Наблюдая это, невозможно поверить потом, что кто-то из спортсменов принимал допинг и не знал об этом.

Фогель решил проверить все это на себе. Но очень быстро стало понятно, что недостаточно просто запастись стероидами, шприцами и вкатывать себе время от времени некую дозу стимулятора. Спортсмену, решившему принимать допинг, нужен для этого особый тренер, опытный химик, специалист по фармакологии, который расскажет, как, когда и что нужно принимать, чтобы все эти вещества не только повысили и улучшили все, что тебе нужно, но и остались незамеченными для антидопинг-тестов.

Фогель и Родченков несколько месяцев обсуждали все эти сверхсекретные сенсационные сведения по скайпу, и никто ничего не замечал. Может, поэтому сейчас все более настойчиво звучат призывы отключить к чертям интернет в РФ. Ну, чтобы не было больше такой фигни. Давайте проголосуем.

По идее, так Фогель сначала и поступает, ему нужно было обратиться в американское антидопинговое агентство, чтобы они выступили независимыми экспертами, зафиксировали сам факт эксперимента и дали необходимые консультации.

Но американцы Фогелю отказали по неким этическим соображениям и посоветовали обратиться к одному эксцентричному московскому профессору из российского антидопингового агентства. Вот в этот момент фильм из занудного спортивного детектива с заранее предсказуемым финалом превращается сначала в «Своего человека» Майкла Манна, а в какие-то моменты по накалу страстей и харизме персонажей приближается к «Славным парням» Скорсезе. Появляется суперзвезда — Григорий Родченков.

Чокнутый русский профессор

Для американцев он, конечно, настоящая находка. Даже не верится, что Родченков не актер, реальность иногда оказывается интереснее вымысла.

Кандидат химических наук, директор серьезной правительственной организации, а ведет себя, как Джон Леннон в семидесятые, постоянно цитирует Оруэлла и шутит про империю зла. Прямо очумелый ученый из сверхсекретной советской лаборатории, который вырвался наконец на Запад из лап KGB. Старый хиппи такой, который пережрал кислоты на русских дискотеках, crazy russian.

А вот эти швейцарские супербутылочки для допинг-проб, которые не может открыть никто, кроме офицеров ФСБ

Неудивительно, что все наши классные официальные лица первым делом объявили Родченкова сумасшедшим. Потом, правда поняли, что как-то надо объяснить народу, как так получилось, что безумец десять лет возглавлял главный российский антидопинговый центр, подчинялся лично министру спорта Мутко и так далее, и так далее. И они изменили риторику на более привычную и понятную мелкоуголовную: с одной стороны, называют его предателем и стукачом, а с другой — заявляют, что никаким образом не контролировали его деятельность как директора антидопинговой лаборатории. А вся эта государственная система допинга, про которую Родченков рассказывал в «Нью-Йорк Таймс», — это на самом деле его собственная система, которую он на свой страх и риск внедрил и обеспечил тем самым ряд побед нашим спортсменам на Олимпиаде в Сочи, а до этого в Лондоне, Ванкувере, Пекине, Турине. Его же награждали почетной президентской грамотой после каждой Олимпиады, а после Сочи даже орден Дружбы вручили.

В фильме довольно подробно описан весь процесс фальсификации допинг-проб, следственный эксперимент практически, поэтому они все время с этими баночками

Но для Брайана Фогеля это уже несущественно, он нашел золотую жилу. Да это же классика, оживший Фрэнки Пентенджели из «Крестного отца-2» или Генри Хилл из «Славных парней», бывшие мафиози, которые пошли на сделку с ФБР, спасая свою жизнь, потому что в «семье» начали рубить концы (двое коллег Родченкова из РУСАДА скоропостижно скончались за две недели до его бегства в США, все остальные были уволены и теперь под следствием).

Хотя если подумать, эти макаронники из семидесятых просто мелкая шпана по сравнению с нашим директором государственного антидопингового агентства, который одновременно был тем, кто снабжал российскую олимпийскую сборную допингом и помогал скрывать следы его использования, уничтожал и подменял пробы десять лет подряд. Это что-то колумбийское такое, как если бы глава наркоконтроля оказался главой наркокартеля, или там глава убойного отдела и маньяк-убийца в одном лице.

Брайан Фогель и продюсер Дэн Коган на церемонии вручения Оскара

Я думаю, это и оценили академики из оскаровского комитета. Эпичность размаха. Ну и конечно, отчасти, то, что под раздачу попала именно наша фээсбэшная антиутопия. Хотя, я думаю, они были бы не менее довольны, если бы такой фильм сняли про Китай или Венесуэлу. Да про кого угодно! Но тут, как говорится, все сошлось.

Государство, которым уже 18 лет управляют выходцы из спецслужб, бывшие кагэбэшники, помешанные на безопасности, все равно допустило такую глобальную утечку информации. Как все эти сверхсекретные супершпионы-разведчики могли так облажаться? И перехитрил этих профессиональных хитрецов ветеран любительских велогонок и режиссер-дилетант из Калифорнии Брайан Фогель, который просто слишком расчувствовался из-за Лэнса Армстронга. «В сообществе, где каждый виновен, преступление заключается в том, что тебя поймали. В мире воров единственный и окончательный порок — это тупость».