Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

День женщин по версии православных: о чем 8 Марта рассказывают в музее святости

8 марта 2018, 12:12
День женщин по версии православных: о чем 8 Марта рассказывают в музее святости
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
В екатеринбургском Музее святости, исповедничества и подвижничества на Урале открывается выставка, посвященная женщинам. Героини экспозиции – христианки, феминистки, узницы лагерей. 66.RU собрал истории нескольких из них.

Директор Музея святости в Екатеринбурге Оксана Иванова называет выставку «Церковницы. Христианская женственность XX века» ответом православных на «нынешнюю гендерную туманность». Проект экспозиции разработали в феврале. Она состоит из портретов женщин-христианок, которые активно восставали против гонений на религию. Перед открытием выставки ее создатель Оксана Иванова рассказывает о самых ярких героинях.

Оксана Иванова, директор Музея святости:

— Гендерный вопрос — это один из самых острых и нерешенных вопросов современности. Сегодня рыцарь в лице общества на распутье и не может решить, кто сволочь — Жириновский, который публично покрыл матом женщину, или Собчак, которая пожилого человека публично же водой полила. Наши «Церковницы» как раз представляют галерею новой русской женственности, очень ярко явленной в ХХ в. Высоко поднятое женское достоинство, но не на политических или социальных замесах, а изнутри христианства.

Наталья Леонидовна Трауберг (позже приняла монашество с именем Иоанна). Переводчица с нескольких языков. Часть переводов Трауберг не были изданы — авторы были запрещены в СССР. Это были переводы религиозных книг. Рассказывая о ней, Оксана Иванова цитирует Ольгу Седакову: «Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал о Нарнии, но этой вселенной без переводов Натальи Трауберг в России не знали. А теперь человека, которого не коснулся трауберговский Честертон (в Англии Наталью Леонидовну так и звали — «мадам Честертон»), вряд ли можно назвать просвещенным. Переводами можно изменить состав культуры больше, чем собственными сочинениями (если, конечно, эти сочинения не гениальны). <…> Наталья Трауберг изменила российское образованное общество, вживив в сознание сначала советского (в самиздатских списках), а затем постсоветского российского читателя неведомую здесь прежде стихию «просто христианства» — образ христианской мысли, христианского чувства и стиля, обретенный у английских апологетов ХХ века».

«Мать Мария (Скобцова) (в девичестве Елизавета Пиленко, после замужества Кузьмина-Караваева) — самая неоднозначная святая ХХ в. Была два раза замужем, курила, препиралась с церковной иерархией, высказывала совершенно авангардные церковные идеи, писала стихи и прозу, пророчествовала, рисовала, вышивала. Одна из немногих русских женщин-богословов. Занималась политикой — в феврале 1918 г. была избрана городским головой г. Анапы. Когда большевики взяли власть в городе, Е.Ю. Кузьмина-Караваева, не разделяя большевистской идеологии, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию, стараясь таким образом защитить население от грабежа и террора. Во время немецкой оккупации Парижа выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1985 г. мать Мария была награждена орденом Отечественной войны II степени (посмертно).
Горячий дух, неимоверная энергия и, ничего не попишешь, святость. В 2004 г. канонизирована Константинопольским патриархатом за то, что пошла в газовую камеру вместо беременной молодой узницы», — рассказывает Оксана Иванова.

«Анисья Павловна Лыжина. Ее монашеское имя нам неизвестно. Она фактически возглавила Егоршинское «восстание» против закрытия храма. Какое-то время женщины пытались по-человечески договориться с властями, но, смекнув, что власти жульничают и обманывают их, показали настоящий уральский характер. Члены комиссии, пришедшие закрывать церковь, были ими заперты в храме, вокруг храма они заняли круговую оборону, так что отбивать у баб представителей сельской администрации пришлось при помощи военных и милиции. Но и этих женщины окружили, кое-кого с лошади скинули и в церковь проходу не дали, отступили только из-за стрельбы. И то ненадолго. Чтобы закрыть храм в п. Егоршино пришлось посадить всех активных участников протеста. И, конечно, Анисью в первую очередь. Как и многие, она пропала в лагерях», — рассказывает Оксана Иванова. Она уточняет, что выставка поделена на две части: одна рассказывает об интеллигенции, другая — о зачастую необразованных женщинах из деревень.

Пианистка Мария Вениаминовна Юдина. По ее собственному признанию, «единственная, кто работает за роялем с Евангелием в руках». Дочь врача из Невеля, Маруся к 19 годам свободно владела немецким, французским и латинским языками. Помимо фортепиано, училась в классе органа и в дирижерском классе. Юдина серьезно изучала философию — от древних греков до Канта и Гегеля. Своей горячей веры в Бога она не скрывала никогда. В 1929 г. профессор М.В. Юдина была изгнана из Ленинградской консерватории за открыто проявляемую религиозность. По той же причине в 1951 г. она изгнана из Московской консерватории. По воспоминаниям Д. Шостаковича, после того, как Сталин услышал по радио концерт Моцарта в исполнении Марии Юдиной, он захотел получить ее пластинку. Юдина много играла на радио, но ее, как неблагонадежную, почти не записывали. Пришлось срочно сделать специальную запись для «вождя народов», который в знак благодарности послал пианистке 20 000 рублей. Мария Вениаминовна в ответ написала Сталину: «Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви».

Елена Ивановна Казимирчак-Полонская, доктор философии по астрономии, доктор физико-математических наук. Во время войны обошла три концлагеря в поисках мужа и матери. Нашла, осталась жива. В 1945 г. приехала в СССР, чтобы продолжить на родине научные занятия и с дерзкой надеждой объединить интеллигенцию ради апостольского служения миру. В 1952 г. ее арестовали по обвинению в шпионаже, т. к. после переезда в СССР она сохранила связи с Польшей. На допросах она не скрывала своей веры в Христа. Случилось невероятное. Следователь, который вел ее дело, стал верующим. Она сумела опровергнуть все доводы обвинителя и убедить его в своей невиновности. Однажды он показал ей донос, по которому она и была арестована. Клевета исходила от священника. В ответ на это Елена Ивановна прочла следователю лекцию Бердяева «Достоинство христианства и недостоинство христиан». Следователь сумел добиться ее освобождения и провожал Елену Ивановну на поезд, помогая нести чемодан по перрону. В 1987 г. Елена Ивановна по благословению о. Иоанна (Крестьянкина) приняла тайный постриг.

Нина Дмитриевна Рогачева. В 1931 г. написала удивительно смелое письмо в Пермский комитет партии большевиков: «Обращаюсь к вам, носителям власти в моей дорогой стране, по следующей причине: вы сделали для всех жизнь невыносимую! Вся Россия стонет под гнетом Советской власти. Стонут, раскулаченные по тюрьмам и в ссылках разоренные, нищие и голодные, лишенные семьи, старики, женщины, дети. Стонет духовенство, великие старцы подвижники, которых терзаете вы нравственно и физически! Стонут женщины, дети, у которых отняли мужей и отцов своим безнравственным законом свободных разводов, который вместо сознания долга и совести дал только свободу плотской похоти, в жертву которой приносят жизнь и счастье жен и детей. Стонут девушки, у которых отняли девство, девичий стыд, женственную скромность и чистоту: в 12–14 лет они уже падшие женщины. Молодежь, мальчики у вас — несчастные «хулиганы» с бранью самыми скверными словами, которыми они оскверняют уста свои, покрывают ими стены домов, заборы, двери, даже на снегу написаны эти ужасные слова. Стонет дорогое родное крестьянство мое, наш русский народ, о котором еще Некрасов сказал: «Где народ — там и стон. Эх сердечный, что же значит твой стон бесконечный». Но никогда не стонал наш гонимый народ, как теперь. Жутко! И вы слышите это, но закрыли глаза, заткнули уши. Вы, которые брали власть во имя добра и правды, чтобы освободить от гнета, чтоб в прекрасной, свободной стране не было униженных и угнетенных! А вместо этого сами стали угнетателями невыразимо худшими, властью, которая беззастенчиво грабит и разоряет, хуже разбойников! Вы людей обратили в животных, которые поглощены одною заботою о хлебе, о пище (телесной), с утра до ночи, а часто и ночью стоят в очередях, голодные, измерзшие, усталые, озлобленные изо дня в день. А духовной пищи вы не дали никакой, для бессмертной, живой человеческой души лишь ваши лживые газеты, с противными, собственно вашими словами «буржуй», «кулак», «лишенец», «белый», «красный». Все эти слова означают гнусную травлю людей и стоят вместо слов: «брат», «брат»…» Сразу после письма арестована, осуждена, погибла в лагерях.

Внучка русских генералов, баронесса Юлия фон Рейтлингер. Она стала одной из самых выдающихся иконописцев ХХ в. Будучи в эмиграции, она в 1929 г. поехала в Мюнхен на выставку оригиналов древнерусских икон, привезенную из СССР. «Троица» Андрея Рублева и «Богоматерь Владимирская» были представлены на этой выставке в точных копиях. Пять дней, с утра до вечера, она провела на выставке. «Только после выставки, — вспоминала она, — я поняла истинный путь иконописца, ибо увидела творчество великих художников, которым хочется следовать по художественному и духовному устремлению одновременно». Но как научиться русской иконописи на Западе? Она нашла смелое решение — поступила ученицей в мастерскую выдающегося французского художника Мориса Дени, который ставил целью возрождение средневековой церковной живописи современными художественными средствами. В результате ей невероятным образом удался синтез иконописи и живописи на европейской живописной основе. В 37 лет приняла монашеский постриг с именем Иоанна, но осталась в миру, парадоксально обосновывая это решение: «Монастырь — нет; мое послушание — свободное творчество». В 1955 г. сестра Иоанна переехала в СССР. Ее отправили в ссылку в Ташкент. Она побывала и в Москве, удивляя всех удивительным миссионерским даром. Привела к христианству целый ряд деятелей науки, в основном, физиков — ярых атеистов.

Выставка, посвященная христианкам, продлится в Музее святости (Екатеринбург, ул. Вали Котика, 13а, 2 этаж. м. Уралмаш) с 8 марта по 22 мая.