Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это катастрофа». Сотни крестьян остались без работы и денег из-за халатности одного человека

17 февраля 2018, 18:40
«Это катастрофа». Сотни крестьян остались без работы и денег из-за халатности одного человека
Фото: 66.RU
После вспышки туберкулеза в сельхозкооперативе «Путиловский» уничтожили все поголовье коров. Жители нескольких деревень остались без средств к существованию. Они уверены, что эпидемия в хозяйстве была организована искусственно, и винят в ЧП конкурентов. Однако, судя по всему, причиной эпидемии стал несертифицированный зараженный корм.

Кооператив «Путиловский» в Алапаевском районе был одним из крупнейших в области сельскохозяйственным предприятием. Он охватывал десять дворов в пяти деревнях – Останино, Верхний Яр, Бучино, Путилова и Кабакова – и насчитывал около 1800 голов крупного рогатого скота.

Но в октябре прошлого года во время плановых ветеринарных обследований у нескольких коров были обнаружены положительные пробы на туберкулез. И пока в лабораториях проводились исследования для окончательного подтверждения диагноза, в районе ввели режим ЧС. В кооперативе был объявлен карантин, введен запрет на продажу мяса и молочной продукции. Эти же ограничения касались и фермеров, держащих частные подворья. Владельцам коров было запрещено пасти и вывозить скотину за пределы зоны. Согласно результатам исследования, более 15% всего поголовья было заражено туберкулезом. В связи с этим остальная часть коров кооператива также была отправлена на убой. Еще часть животных была уничтожена в индивидуальных хозяйствах.

«Это катастрофа». Сотни крестьян остались без работы и денег из-за халатности одного человека
Фото: 66.RU

Несмотря на то, что стойла СХПК «Путиловский» пустуют и в пяти деревнях почти не осталось коров, карантин на территории продолжается. Люди до сих пор не могут поверить в происходящее и смириться с ситуацией.

Василий Суховерхов, житель деревни Путилова:

«Это катастрофа». Сотни крестьян остались без работы и денег из-за халатности одного человека

— Я 40 лет тут прожил. Я, извините, в шоке. Вот так раз и все. Будто инопланетяне прилетели, и вмиг нет ничего. Говорят, что некоторые с инфарктами в больницы попали, когда все это происходить начало. Сейчас как без продажи молока да мяса — а нельзя ведь, все запретили. Никто не верит в эпидемию. Некоторые говорят, что нас тут решили с лица земли стереть.

У Василия в хозяйстве было две коровы, одну он зарезал сам до того, как у поголовья подтвердили диагноз. К слову, населению выплачивают компенсацию за изъятых из частных дворов больных животных, которая составляет около 50 тысяч рублей за животное (97 рублей за килограмм живого веса). Однако эта сумма, конечно, же не покрывает убытки.

О ситуации жители деревень рассказывают крайне неохотно. Более 200 человек, трудившихся в хозяйстве, сейчас остались без работы (это почти все работоспособное население пяти деревень). Правда, около десятка из них по очереди ходят сторожить дворы, на которых раньше жили коровы. Но даже у этих работников финансовое состояние затруднительное. Один из местных жителей на условиях анонимности рассказал, что полученные в качестве компенсации деньги почти полностью ушли на расходы, связанные с уничтожением коров.

Житель деревни Бучино:

— Мясокомбинат принял мясо наших коров за 65 р. За килограмм живого веса. За все нам должны были перечислить 23 млн, но этот же комбинат выставил счет за транспортные расходы, из-за чего мы получили всего 8 млн. Да, действительно всем пока платят зарплату, но если раньше это были суммы от 20 до 30 тысяч рублей, то сейчас минималка 8–9 тысяч. Еще пару месяцев, и это выплачивать просто не будут! Нас еще в самом начале хотели сократить. Это катастрофа.

Местные жители продолжают настаивать, что эпидемия была ложной. В данный момент люди, заручившись поддержкой активистов из Алапаевска, пишут письма во всевозможные инстанции, чтобы добиться установления истинных причин произошедшего. По словам представителя Андрея Никонова, который сейчас помогает фермерам доказать незаконность убийства животных, исследование состояния скота проводилось с большими нарушениями. Для того, чтобы выяснить реакцию на туберкулез, животное должно быть подготовлено. В частности, необходимо провести глистогонные мероприятия, потом подготовить место под пробу, учесть, что у стельных коров реакция может дать ошибку.

Андрей Никонов:

«Это катастрофа». Сотни крестьян остались без работы и денег из-за халатности одного человека

— Выяснилось, что все эти правила были нарушены. А значит, доверять пробам безоглядно было преждевременно. К тому же все жители прошли флюорографию, и ни у кого не нашли туберкулеза. Не было источника этой эпидемии у животных. Большинство вывезенных на забой животных были здоровы, а у остальных были нарушения, которые даже пневмония может давать — не обязательно туберкулез.

Дополнительных исследований никто не проводил. Так же, по словам Никонова, режим карантина носил формальный характер. Например, распоряжение о введении карантина появилось 10 ноября, тогда как фактически он начался с первого числа. Кроме того, рассказывают местные жители, не был выполнен комплекс необходимых мероприятий. До сих пор дворы, на которых содержали коров, не были обработаны надлежащим образом.

Местные жители выдвигают три версии случившегося. По их словам, в связи с тем, что кооператив производил сырое коровье молоко, чрезмерные санкции они называют происками конкурентов, выпускающих сухое молоко. Кроме того, после начавшихся санкций мясокомбинат, утилизировавший животных, имел колоссальную прибыль, получив практически даром огромное количества мяса.

Работники предприятия также рассказывают, что три года назад руководство кооператива закупило подкормку, так называемые премиксы (кремовые добавки) для улучшения надоя. Их, возможно, давали скоту с превышением доз и поэтому внутренние органы коров стали постепенно разрушаться. Животные, которые заболели у частников, по словам наших собеседников, были рождены у коров из кооператива, употреблявших эти добавки. Однако пока ни одна из этих версий официально не подтверждена.

По данным источника 66.RU в надзорных органах, уже после объявления карантина, примерно 25–27 декабря, в кооперативе «Путиловский» умерла еще одна корова. На следующий день на место приехал главный зоотехник и приказал сторожу отрезать мертвому животному уши, голову и ноги, которые увезли на экспертизу в Алапаевскую ветеринарную службу. Вместо утилизации трупа руководство приняло решение вывезти останки в лес.

«Это катастрофа». Сотни крестьян остались без работы и денег из-за халатности одного человека
Фото: 66.RU

Спустя пару дней на изуродованную тушу наткнулся охотник, который пригрозил руководству кооператива обратиться в компетентные органы. Тогда руководство распорядилось переместить останки коровы еще на один километр дальше от места обнаружения. Причем все это происходит у поля, которое планируют застраивать новыми дворами для скотины.

Сотрудники кооператива утверждают также, что после освобождения помещений от скота председатель кооператива не провел дезинфекцию помещений, но уже в январе перевез все оборудование на центральный склад, который расположен вблизи детского сада с. Останино, Дома культуры и многоквартирных жилых домов. В связи с этим было подготовлено обращение в прокуратуру и управление Россельхознадзора.

Как сообщили в пресс-службе свердловского Управления Россельхознадзора, заявление о найденной в лесу корове не поступало. Но подтвердили, что деятельность предприятия по решению суда была приостановлена на 90 дней, после этого срока продолжаются карантинные мероприятия. В ходе проверочных мероприятий специалисты ведомства установили, что скот был заражен туберкулезом.

Председатель СХПК «Путиловский» Вадим Хорьков в разговоре с корреспондентом 66.RU обвинения в свой адрес категорически опроверг и заявил, что они связаны с попытками сместить его с поста руководителя предприятия.

Вадим Харьков, председатель кооператива:

— Я о корове слышу впервые. У нас весь скот был сдан на мясокомбинат. Все документы прошли через министерство сельского хозяйства. Понимаете, люди из Москвы собирались захватить хозяйство. Пытались поменять руководство. С октября месяца у нас это все идет. Что касается эпидемии и ее причин — у меня есть распоряжение губернатора, где было написано о срочной замене всего поголовья. Я не ветврач. Я не могу определять сам такие вещи. У 30% коров были положительные реакции. То есть это уже ликвидация. Ко мне ни департамент, ни СЭС не обращались с вопросами про корову.

Также Хорьков отметил, что причин для беспокойства у фермеров быть не должно, поскольку правительство уже выделило субсидии. В ближайших планах кооператива – строительство двух новых дворов. 200 голов появится в июле–августе и еще 200 в сентябре. В 2019 году собираются возвести еще два двора. Также он отметил, что ни о каких сокращениях речь не идет. Зарплата, как и сейчас, будет выплачиваться полностью.

Правда, эти слова совсем не обрадовали местных жителей. По словам одной из сотрудниц кооператива, старые дворы предприятия можно будет использовать лишь через два года, а новых в любом случае не хватит для нового поголовья. Кроме того, на один двор требуется всего 13 сотрудников, получается, что остальные сотрудники предприятия в любом случае останутся без работы.

Жительница села Останино:

— Второй момент это то, что с 10 дворов мы получали 12–13 тонн молока в день — это 210–250 тысяч рублей. А с новых будет выходить 1–2 тонны — 44 тысячи рублей. Вот и с чего это всем будут платить зарплату, я не понимаю? Большинство людей просто не понимает всего кошмара.

Текст: Любовь Шадыева