Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

С чего вдруг Екатеринбургу разрешат проводить «Экспо-2025»? Интервью с главой заявочного комитета

8 января 2018, 18:06
интервью
С чего вдруг Екатеринбургу разрешат проводить «Экспо-2025»? Интервью с главой заявочного комитета
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Светлана Сагайдак рассказала, почему именно наш город должен принять выставку и как горожан будут убеждать, что «Экспо» — это на самом деле круто.

Екатеринбургу кровь из носу нужна Всемирная выставка «Экспо-2025». Именно в этом вас должна убедить глава заявочного комитета Светлана Сагайдак. Ее работа — сделать так, чтобы вы, я и еще миллионы людей по всему миру поверили в то, что выставку надо проводить именно в Екатеринбурге, а, например, не в японской Осаке, где «Экспо» уже проходило и где ради такого события готовы застроить целый остров.

Заявочный комитет работает в условиях неудачного прошлого опыта: Екатеринбург уже пытался завоевать право на «Экспо-2020». Уже проигрывал. И в этот раз, кажется, готовится к тому, чтобы еще раз наступить на те же грабли. Но Светлана Сагайдак с таким тезисом не согласна. В этот раз все совершенно по-другому, утверждает она. Что именно по-другому и почему у города есть шансы на «Экспо-2025» — в интервью 66.RU.

С чего вдруг Екатеринбургу разрешат проводить «Экспо-2025»? Интервью с главой заявочного комитета
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

— Светлана, скажите, насколько сложно продвигать заявку Екатеринбурга, учитывая, что наш город — самый неизвестный из претендентов? Все знают Осаку и Париж, но не Екатеринбург.

— Это один из самых частых вопросов, который я слышу. Но право проведения «Экспо» выигрывают не за счет имени, а за счет того фактора, что конкретный город сможет дать всему международному выставочному движению и собственным жителям. Одним из главных критериев, по которому голосующие делегаты ассамблеи Международного бюро выставок определяют победителя, является наследие — то, что останется после выставки. В этом плане мы действительно можем предложить гораздо больше, чем наши конкуренты.

Что касается узнаваемости в мире, то в качестве примера приведу Сочи: кто за пределами России знал про этот город до Олимпиады, кроме жителей постсоветских стран? Никто. Спросите сейчас любого сочинца, насколько критичным было настроение в городе до проведения Олимпийских игр и каково оно сейчас. Посмотрите, как изменился Сочи, как там приятно находиться — город в буквальном смысле засверкал. У России никогда не было спортивной столицы, теперь она у нас есть. И мы очень хотим, чтобы в ноябре 2018 г. у нас началось движение по созданию российской технологической столицы — Екатеринбурга. И очень символично то, что город находится на границе Европы и Азии, забирая лучшее от двух континентов, связывая два мира, стягивая их в одно целое.

— Почему, по вашему мнению, Екатеринбург должен принять «Экспо»? Чем он сможет удивить гостей?

— Екатеринбург — это не только столица одного из самых экономически развитых регионов страны. Он — важная точка на культурной карте Евразии. С точки зрения архитектуры — это фактически музей под открытым небом: такого количества памятников конструктивизма больше нет нигде в мире. В Екатеринбурге чувствуется сильнейшее влияние русского авангарда, который получил здесь свое развитие и воплощение. И главное — это очень молодой город: я еще нигде не видела такое количество молодых, энергичных и позитивных людей. Возможно, поэтому тут удачно складываются такие виды искусства, которые присущи молодежи, например, стрит-арт. Стоит также отметить Уральскую индустриальную биеннале, фестиваль Ural Music Night… Уверена, что этот город для многих станет откровением.

С чего вдруг Екатеринбургу разрешат проводить «Экспо-2025»? Интервью с главой заявочного комитета
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

— Какие ошибки заявочной кампании «Экспо-2020», допущенные Екатеринбургом, вы учли при выстраивании нынешней кампании?

— Мы учли много ошибок и исправились. Прежде всего — четко распределили, на кого нацелена наша заявка; мы принимаем во внимание мнения стран о том, как должны развиваться павильоны; мы четко понимаем бюджет и делаем его прозрачным: это доказательство того, что «Экспо» — это не история какого-то количества людей, а история всей страны. Именно для этого и проводятся конкурсы идей застройки экспо-парка — чтобы объединить людей и лучшие задумки.

— Как убедить екатеринбуржцев, что им нужен «Экспо»?

— Жители Екатеринбурга — первые бенефициары этого проекта. Всемирная выставка не просто изменит город — она сделает жизнь в нем качественно иной. И это касается не только экспо-парка и выставочных объектов. Екатеринбург ждут новые транспортные, технологические, коммуникационные, урбанистические и социальные решения. По сути, на месте экспо-сити будет создан прототип некоего города будущего, на примере которого в дальнейшем будут развиваться все города России, а может, и всего мира.

— Как ведется работа с другими странами? Как вы будете убеждать их голосовать за нас?

— Работа с другими странами идет. Это ежедневный труд, часто скрытый от непосвященных, результат которого станет ясен в ноябре 2018 г. — на выборах города-хозяина выставки. Я, к сожалению, не могу раскрывать всех тонкостей этого процесса, но министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что президент регулярно получает материалы, касающиеся «Экспо-2025», и учитывает их при подготовке ко всем международным контактам. А это говорит о многом.

Кроме того, представители заявочного комитета в течение трех ближайших месяцев посетят 150 стран, в которых будут продвигать заявку Екатеринбурга на право принять международную выставку. Будет организовано несколько делегаций, которые возглавлю я, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, его заместитель Александр Высокинский, а также члены российского правительства.

Сразу же по окончании новогодних каникул первые миссии отправятся на Ближний Восток и страны Азии. Только до конца января мы посетим 26 стран: Саудовскую Аравию, Ливан, Иорданию, Иран, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар, ОАЭ, Камбоджу, Вьетнам, Лаос, Бангладеш, Непал, Пакистан, Афганистан, Китай, Монголию, Южную Корею, Филиппины, Сингапур, Бруней-Дуруссалам, Малайзию, Индонезию и Мальдивы. Цель миссий — международное продвижение российской заявки среди зарубежных стран.

— Много говорится о работе с другими странами и жителями Екатеринбурга при продвижении заявки, но что насчет остальных жителей России? Будет ли какая-то масштабная федеральная PR-кампания?

— Такая кампания уже ведется. По большому счету, началась она 8 ноября с большой пресс-конференции в Москве, в которой помимо меня и губернатора Куйвашева участвовал вице-премьер Аркадий Дворкович. Федеральные СМИ активно освещают нашу деятельность. Нашу презентацию на генеральной ассамблее в Париже показывали все российские телеканалы без исключения. В начале января мы организуем всероссийский хакатон, посвященный городу будущего.

— На прошлой неделе вы открыли офис заявочного комитета «Экспо-2025» в Ельцин Центре, как он будет работать? Смогут ли туда приходить все желающие, чтобы получать информацию об «Экспо»? Будут ли там проходить какие-то встречи с жителями, дебаты, слушания и прочее?

— Главная задача офиса в Екатеринбурге — на постоянной основе объяснять жителям города, что «Экспо» даст каждому из них. Члены заявочного комитета принимают участие в публичных мероприятиях и дебатах на эту тему. Мы организовывали и будем организовывать — самостоятельно и с помощью наших партнеров в Екатеринбурге — события различного формата: концерты, круглые столы, фестивали и так далее. Для нас не существует каких-то запретных тем или неудобных вопросов: если кому-то из жителей города необходимо получить ответ на свой вопрос об «Экспо», он может связываться с нашими сотрудниками или просто зайти в наш офис, и ему обязательно помогут.

—В городе обсуждают идею создания кол-центра, чтобы жители могли задавать вопросы про «Экспо». Поддерживаете ли вы это?

— Я считаю, что надо использовать все каналы коммуникаций. Если есть запрос со стороны общества именно на такой формат общения с заявочным комитетом, давайте сделаем кол-центр. Мы уже создали чат-бот в Facebook, благодаря которому люди со всего мира могут быстро получить ответ на любой вопрос, касающийся «Экспо», и ежедневно мы получаем на него десятки вопросов — и не только из России, а со всех частей света. Мы открыты к диалогу и готовы работать с каждым, кто разделяет нашу мечту — сделать Екатеринбург столицей «Экспо-2025».

— В конце января в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге пройдет хакатон «Город будущего», о котором вы уже упомянули. Он должен собрать талантливых разработчиков и авторов инновационных идей для строительства экспо-сити в нашем городе. Расскажите подробнее о мероприятии. В чем его главная цель и кто в нем будет участовать?

— Это будет одно из самых массовых и ярких событий будущего года. Участниками хакатона станут более 500 ярких, талантливых молодых людей, которые смогут предложить идеи, опережающие время. Они уже активно подают заявки. С их помощью мы подготовим концепцию города будущего, который появится к 2025 г. в Екатеринбурге. Это позволит не только России, но и всему миру воспользоваться инновационными технологиями.

Всего планируется собрать 125 команд по девяти темам: транспорт, безопасность, новые технологии в строительстве, образование, культура и развлечения, решения по созданию систем «умного дома», новые технологии для финансов и банков, медицина, энергетика.

Принять участие в хакатоне может абсолютно любой желающий вне зависимости от возраста или гражданства. Причем участвовать можно в двух форматах: конкурсе идей, которые впоследствии можно будет внедрить в строящемся городе, и IT-хакатоне. Специальное жюри пригласит в финал те команды, которые смогут в течение 48 часов четко описать и защитить свои решения. Предложенные идеи и IT-проекты (или их прототипы) станут частью заявки и помогут России выиграть право на проведение Всемирной выставки в 2025 г. А в случае победы могут быть частично или полностью реализованы при строительстве экспо-сити в Екатеринбурге. Так что у нашей молодежи появилась уникальная возможность — построить город будущего своими руками.

— Кто войдет в состав жюри? Будет ли призовой фонд для участников?

— Денежный призовой фонд, который поделят между собой команды-финалисты, — 1 млн руб. Также у ребят появится возможность презентовать свою идею или IT-проект первым лицам государства и представителям крупного бизнеса. Важно понимать: участники из всех городов имеют абсолютно равные условия и будут оцениваться одинаково. На всех трех площадках — в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге — будут работать несколько групп жюри и отраслевых экспертов, которые оценят возможность реального «приземления» предложенных концепций на площадке «Экспо» в Екатеринбурге, их потенциал для международного масштабирования и влияние на качество жизни в рамках новой цифровой экономики.

Текст: Ольга Яволова для 66.RU