Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Как спасают недоношенных детей. Три обнадеживающие истории

15 декабря 2017, 17:17
Эти дети появляются на свет маленькими и слабыми, но недоношенность — это не приговор. Объясняем, почему.

«Каждый год 7% детей рождаются недоношенными», — рассказывает главный педиатр Екатеринбурга Елена Савельева. В 2017 году в городе появились на свет около тысячи таких детей.

Недоношенные дети — родившиеся в срок от 22 до 37 недель. Все органы такого ребенка незрелые. По данным фонда «Право на чудо», который помогает семьям с такими детьми, наиболее сильно в такой ситуации страдают головной мозг и легкие, что нередко может привести к отсроченным неврологическим и соматическим расстройствам. Если ребенок родился с массой тела ниже одного килограмма, его называют «экстремально недоношенным».

Главная проблема, с которой сталкиваются глубоко недоношенные дети — они не могут самостоятельно дышать. По словам Елены Савельевой, сегодня специалистами применяется современная технология искусственной вентиляции легких — «сипап» (эта процедура более щадящая, чем традиционная вентиляция через ввод трубки в гортань, — прим. авт.). Так младенцы получают кислород, который необходим для развития головного мозга. Недоношенным новорожденным требуется особый уход, поэтому первые дни жизни дети проводят в инкубаторах.

Сейчас по этим энергичным, активным детям и не скажешь, что некоторые из них были на грани смерти.

Вадик

Маленький Вадим (имя изменено) действительно побывал и за гранью смерти. В течение первого месяца жизни малыш пережил семь клинических смертей. Мама мальчика рассказывает, что он родился на 24-й неделе и весил 587 грамм. Первые три месяца Вадик с мамой провели в реанимации. Два с половиной из них он лежал под искусственной вентиляцией легких. Последние две недели дышал сам, но со специальной маской. После реанимации ребенок провел месяц в отделении патологий и реабилитации — набирал вес. Помимо клинических смертей, мальчик пережил два пневмоторекса (травмы легкого) и шесть переливаний крови, которые привели к кровоизлиянию в оба полушария мозга.

Мама Вадика:

— Самым тяжелым был первый месяц — потом уже легче, когда видишь, что ребенок идет на поправку, набирает вес. Сейчас мы не болеем, хотя прививки не ставили, кроме иммуноглобулина — он необходим именно недоношенным деткам.

Сейчас Вадику два года и четыре месяца. Он развивается в соответствии со своим возрастом — рост и вес проходят по нижней границе.

Аня

Аня (имя изменено) появилась на свет на 24-й неделе весом в 550 грамм. Врачи сразу сказали родителям, что девочка родилась в очень тяжелом состоянии — у нее было внутричерепное кровоизлияние (ВЧК) третьей-четвертой степени, сепсис. «Все страшное, что можно было представить, все было», — рассказывает мама Ани. Сейчас ситуация с ВЧК нормализовалась и мозгу девочки ничего не угрожает. Но из-за легкого, на которое девочке делали операцию, Аня получила инвалидность.

Мама Ани:

— Не считая проблемы с легким — обычный ребенок. Сейчас нам один год и шесть месяцев. По развитию, как год и два месяца — это мы не сильно отстаем. Аня уже сама встает, ходит, когда за ручки держим, ложечкой кушает — делает все то же, что и ее ровесники.

Катя

Ей повезло больше остальных — Катя родилась с весом в 1,7 килограмма. И все же ей грозили проблемы со зрением и отставание в развитии.

Мама Кати:

— Первый год был страшный, много ходили по врачам. Ездили на проверки, чтобы сразу выяснить, если что-то пойдет не так. Сейчас Катя ходит, разговаривает — отлегло от сердца.

Девочке два года, отклонений у нее нет. Катя любит кататься на самокате, гулять и не признает кукол, дома у нее одни машинки.

В большинстве случаев узнать о том, что ребенок родится раньше срока, можно за 2–3 дня, рассказывает Елена Савельева. Поэтому врачи успевают подготовиться: провести ряд процедур с матерью, в том числе ввести необходимые женщине гормоны и подготовить вещество сурфактант, которое стимулирует развитие и работу легких, для ребенка. Сразу после рождения младенец получает это вещество. Затем проводятся процедуры по предотвращению инфекций. После выписки из роддома недоношенные дети наблюдаются более тщательно, чем обычные. Им нельзя болеть. Большинство недоношенных детей погибают именно из-за инфекций.

Елена Савельева, главный педиатр Екатеринбурга:

— Выхаживание недоношенного ребенка — это не только медицинский вопрос. Медицина обеспечивает наше здоровье всего на 7%, остальные 93% зависят от образа жизни. Так что важную роль играет уход: чем кормить, как гулять.

К 3–4 годам 80% недоношенных детей нагоняют сверстников и ведут обычную жизнь, обнадеживает Елена Савельева. По ее словам, единственное, чем родившиеся раньше срока малыши отличаются — они более худенькие, чем другие дети. А интеллектуальные и другие важные функции у них в порядке.

Елена Савельева:

— Когда эти дети только появились в нашей больнице, около десяти лет назад, у нас был ужас и шок. Мы не знали, что будет: сколько будет врожденных патологий и других отклонений. И действительно, попадались нестандартные, сложные случаи — ты о них не читал, не знал, не встречал их. Встречались такие патологии, с которыми было всего по одному ребенку в Екатеринбурге. И сегодня есть такие дети. Но все-таки основная масса — 80% — это дети, которых можно докормить, дорастить.

Текст: Алена Абрамова