Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Восьмилетнего школьника изолировали от одноклассников и заставляют учиться в одиночестве. За что?

7 декабря 2017, 07:50
Восьмилетнего школьника изолировали от одноклассников и заставляют учиться в одиночестве. За что?
Фото: 66.RU
Ученика второго класса школы №76, что в центре Екатеринбурга, изолировали от других детей. Ребенок занимается в отдельном кабинете, его отстранили от некоторых занятий, а родители остальных учеников потребовали перевести их детей в другой класс.

Родители Саши (имя изменено) утверждают, что причиной конфликта стало поведение классной руководительницы ребенка, которая настроила детей и их родителей против мальчика. Администрация школы настаивает: ребенок гиперактивный, мешает проведению занятий и опасен для других детей. Сейчас в ситуации разбираются прокуратура, полиция, департамент образования и уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков. О том, почему так вышло, что второклассник стал изгоем в своем классе, все участники конфликта рассказали корреспонденту 66.RU.

Семья

Близкие 8-летнего Саши рассказывают: из-за конфликта в школе у мальчика серьезная депрессия. Он часто плачет, говорит о том, что не хочет жить, и отказывается ходить в школу. Дедушка ребенка, бывший замминистра внешнеэкономических связей региона Борис Шипицин, настаивает: враждебная для его внука атмосфера сложилась в школе из-за классной руководительницы.

Борис Шипицин, дедушка:

Восьмилетнего школьника изолировали от одноклассников и заставляют учиться в одиночестве. За что?

— Когда он шел в школу, я каждый раз говорил, что ребенок отправляется в горячую точку.

По его словам, на протяжении длительного времени педагог позволяла себе публично унижать мальчика, выражая при всех недовольство его поведением. Родители признают, что Саша — очень активный ребенок, и из-за этого еще в первом классе его отсадили сначала за последнюю парту, а потом за отдельный стол, который стоял в передней части класса перед умывальником. Учитель при такой рокировке стояла спиной к мальчику.

Тогда мама ребенка попросила учительницу пересадить его к другим ученикам, однако классная руководительница сообщила, что «у нее все дети на местах и пересадить она никого не может». Но женщина не успокоилась. Изучив документы, она снова отправилась к классному руководителю и, указав на конкретные нарушения, добилась, чтобы мальчика посадили вместе с другими учениками. Эта ситуация еще больше накалила отношения между Сашей и одноклассниками. Многие, повторяя за педагогом, называли его по фамилии, думая, что это имя мальчика.

Жанна, мать мальчика:

Восьмилетнего школьника изолировали от одноклассников и заставляют учиться в одиночестве. За что?

— Что можно взять с детей, если сама учительница подавала им пример. Как-то меня вызвали в школу после того, как сын баловался с соседкой по парте и стукнул ее по голове учебником. Мать этой девочки схватила его при мне за ухо и предложила сделать с ним такое же. Так вот учительница ответила: «Давайте». Саша побежал в туалет, а они отправились за ним, вытаскивать его из кабинки. Я была просто в шоке! Стояла и плакала. Трудно вообще понять, как двое взрослых могут вот так с ребенком себя вести.

Уже в конце учебного года, во время праздника юмора в школе, с Сашей произошел совсем не веселый случай. Мальчик посмеялся над чьей-то стенгазетой, что вызвало раздражение у одного из его одноклассников, стоящих рядом. Школьник просто перекинул Сашу через плечо. В результате мальчик ударился лицом об пол и сломал нос.

Когда Саша перешёл во второй класс, у него произошел еще один конфликт с одноклассницей.

Жанна, мать мальчика:

— Она хотела поиграть, толкнула сына, и он упал. Ему, конечно, стало обидно. Пока он вставал, она споткнулась о его ногу и тоже упала. Он побежал, а она его догнала и стукнула смартфоном по затылку. Полиция разбиралась в ситуации, но нам отказали во всех наших требованиях и признали действия этой девочки необходимой самообороной.

После этого родители его одноклассников массово написали заявление о переводе их детей в другой класс. Администрация школы их просьбу удовлетворила. В итоге в своем классе мальчик остался один: занимается в отдельном кабинете, не посещает некоторые уроки и внеклассные занятия. По словам женщины, все это время учительница совершенно не пыталась наладить контакт с ребенком и помочь ему адаптироваться в новых условиях. Несмотря на то, что Саша стал обучаться по новой системе, она так и осталась его классным руководителем.

Борис Шипицин, дедушка Саши:

— Для меня это совершенно дикий случай! Мы все терпели, надеялись, что классный руководитель сможет как-то решить проблемную ситуацию. А потом она нам как-то вообще сказала: «Забирайте его из школы». Извините, ну вот как так можно? Разве это педагогично?

Школа

Пообщаться с классным руководителем мальчика на момент написания материала 66.RU не удалось. Точку зрения учебного заведения озвучил директор школы Игорь Климовских.

Игорь Климовских, директор школы:

Восьмилетнего школьника изолировали от одноклассников и заставляют учиться в одиночестве. За что?

— Решение о том, чтобы он сидел отдельно, было принято классной руководительницей для его безопасности и нормального течения урока. Кроме учебных целей школа имеет важную цель — это безопасность. И если мы гарантируем ее таким способом, а другого не видим, то придется прибегнуть к этому способу. Если бы его не отсадили, могли бы быть травмы прямо на уроках.

Директор школы утверждает, что обвинять в сложившейся ситуации только учительницу нельзя. При этом Игорь Климовских признает, что в школе с Сашей работали шесть разных учителей. Все они отзывались о нем положительно, мальчик совершенно спокойно воспринимает учебный материал. По словам директора, мальчик действительно гиперактивный, неоднократно конфликтовал с одноклассниками и мешал проведению занятий.

Игорь Климовских, директор школы:

— Жалобы на этого ребенка были постоянно. Например, в один из дней он истыкал иголкой всех одноклассников. А когда пошли на внеурочную деятельность, толкал детей под автомобили. Нужно было полтора года, чтобы убедить родителей взяться за воспитание ребенка. Никто не говорит, что он виноват во всём. Ребенок — это продукт воспитания взрослых. Сейчас диалог получается. Сейчас мама идет на сотрудничество.

Директор уверяет, что об особенностях Саши он знал еще с подготовительной школы. Именно поэтому мальчик попал в класс к учительнице, у которой не только внушительный стаж работы, но есть опыт работы с генеративными детьми. Тем не менее директор признает, что учительница не оправдала надежд руководства школы. Сейчас проводятся внутришкольные проверки, а классному руководителю вынесли выговор за то, что мальчик получил одну из травм в тот момент, когда она находилась рядом.

Прокуратура и омбудсмен

Сейчас в школьный конфликт вмешались прокуратура и детский омбудсмен Игорь Мороков. Как рассказала 66.RU официальный представитель прокуратуры Марина Канатова, по обращению мамы мальчика проводится проверка. На сегодняшний день удалось установить, что классный руководитель неоднократно подавала служебные записки руководству школы на поведение Саши. После одной из драк было проведено общеклассное собрание, и родители написали заявление на перевод их детей в другой класс. При том сотрудники прокуратуры заметили, что заявления родителей были написаны по одному шаблону, в документах менялась лишь «шапка».

Марина Канатова, представитель прокуратуры Свердловской области:

— Позже, после 27 заявлений, директором был издан приказ о переводе всех детей в другой класс, без буквы, а конкретный ребенок перешел в свой. За ним были закреплены два кабинета: кабинет логопеда и еще один класс. Мальчик был отстранен от занятий музыки, физкультуры, а также посещения внеклассных мероприятий.

По итогам проверки прокуратура внесла представление на имя начальника отдела образования района с требованием устранить нарушения законодательства об образовании. Кроме того, поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков в разговоре с корреспондентом 66.RU подчеркнул, что эта проблема — многофакторная. Но за все, что происходит в детском саду или школе, несут ответственность люди, которые там непосредственно работают, — педагоги. В данном случае коллективно решено, что были не совсем правильно приняты решения со стороны педагогов.

Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка Свердловской области:

Восьмилетнего школьника изолировали от одноклассников и заставляют учиться в одиночестве. За что?

— На мой взгляд, тут нарушен один из главных пунктов конвенции прав ребенка — «наилучшее обеспечение интересов ребенка». Не созданы условия для благоприятного получения образования. Сегодня подключены специалисты извне, так как в школе нет своего психолога.

Также детский омбудсмен отметил, что во время обсуждения проблемы с педагогическим коллективом пришлось столкнуться с корпоративной защитой. То есть учителя и директор не хотели признавать, что в чем-то они все же совершили ошибку.


Начиная с этой недели ребенок был переведен в новый класс с углубленным изучением английского языка. Новые одноклассники приняли его в свой коллектив с большим удовольствием.

Саша:

— Мне понравилось в новом классе. Детки хорошие, дружу со многими. А в том классе мне не нравилось, потому что меня всегда во всем винили, когда сами лезли. Они начинали сами, а я сдачи давал. Учительница кричала на меня, например, если дневник не давал. К той учительнице больше возвращаться не хочется, если честно.

Пока мальчик привыкает к новой обстановке, его мама Жанна ездит в полицию давать объяснения. Оказалось, что в отделении по делам несовершеннолетних территориального отдела полиции №7 накопилось несколько заявлений от родителей бывших одноклассников. Женщина утверждает, что все, что озвучено в заявлениях, — клевета.

Текст: Любовь Шадыева