Артем Упоров
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
«Когда-то я учился в СУНЦе, и сейчас мне кажется, что я из него никуда и не уходил. Я начал там работать после нескольких лет в университете. Первый год ко мне присматривались. Я вел спецкурс несколько часов в неделю. Заведующий кафедрой тогда выдала мне целый список замечаний. Там было все: сколько времени я потратил, чтобы сформулировать тему, какая парта начала засыпать на середине урока и т.д. Потом постепенно меня начали нагружать работой. Сейчас, помимо уроков в старших классах, у меня классное руководство и редактирование сайта лицея». |
— Очень трудно пойти на урок в 9 — 11 классы, если летом ты не посмотрел батл Оксимирона и Гнойного. Ты, как минимум, должен знать, кто такой Гнойный, кто выиграл в этом батле, что такое рифмы и панчи. Правда, как оказалось, даже в классе не все могут знать, чем хайпбист отличается от хипстера… Мы живем в очень расслоенном обществе, и среди детей это расслоение, конечно, тоже существует. Есть те, кто следит за хайповыми темами, кому нужен Оксимирон и Гнойный, а есть те, кто интересуется совсем другими вещами, для кого еще жив рок. Единого смыслового поля у детей нет, все они очень разные.
Можно говорить, что в батлах много мата и каких-то глупостей. Но если дети тебя об этом спрашивают, ты не можешь просто взять и отмахнуться, сказать им — фу, как это не культурно, я этим не интересуюсь. Это не пройдет, потому что дети реально их смотрят. И тут нужно понимать, кто мы — поборники воображаемой морали или люди, которые хотят разговаривать со школьниками о том, чем они живут. Лично я выбираю второе. В батлах упоминается много разных классических произведений, так почему бы не использовать это, чтобы заинтересовать ими детей? Я могу упомянуть Оксимирона, сказать, что там-то у него есть ссылка на одну известную антиутопию, и предложить прочитать ее всем вместе.
Школьникам интересно все, что связано с борьбой с коррупцией. И поскольку Навальный активно занимается этой темой, записывает видеоролики для YouTube, где сидят подростки, они о нем знают и обсуждают его на переменах. То, что дети ходят на митинги, устроенные Навальным (в том числе, в Екатеринбурге), — это тоже вне сомнения.
Я, наверно, не смогу дать совет ученику, идти ему или на митинг Навального или нет. Я вообще не уверен, что смогу качественно поговорить со школьниками на политические темы, поэтому сам стараюсь эти темы не упоминать. Может быть, это позиция страуса, который прячет голову в песок, но и поступать, как некоторые учителя, которые бросаются на амбразуру, не разобравшись до конца в ситуации, тоже нельзя.
Я считаю, что школа должна быть вне политики. Она не должна выступать ни за правых, ни за левых, ни за кого. Я никогда не буду делать на своей странице «ВКонтакте» заявления, связанные с политикой, призывать голосовать за определенного кандидата и просить делать репост. При этом у нас есть учителя, которые могут пойти на митинг, и запрещать им это делать никто не будет.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Почему-то считается, что воспитание детей — это такая легонькая, чистенькая работа, которой должна заниматься женщина. Если вдруг мужчина по какой-то причине оказывается в школе, — значит, он неудачник. Он же должен зарабатывать деньги, а в школе разве много заработаешь? Но на самом деле все не совсем так. Я, наверно, скажу не очень популярную вещь, но воспитание — это дело мужское. Работа в школе — это адски тяжелый труд (в психологическом плане). Я сейчас не хочу никого обидеть, но для меня очевидно, что соотношение мужчин и женщин-учителей в школах должно быть одинаковым. Хотя бы примерно. Сейчас, к сожалению, этого нет, и многие дети получат однобокий взгляд на мир и, как следствие, однобокие представления о том, как должны себя вести мужчины и женщины и чем они должны заниматься.
Я заметил, что чем меньше разница в возрасте, тем больше школьники склонны воспринимать учителя как человека. У молодого учителя по сравнению с возрастным всегда есть фора. Это факт. Для того чтобы дети начали тебя уважать, придется сначала показать им, что ты из себя что-то представляешь, что у тебя есть какой-то бэкграунд, что ты вообще-то много чего видел и можешь об этом рассказать. Вот это их начинает цеплять.
Если тебе удается их убедить, они могут задавать вопросы не только о предмете, но и спрашивать что-то про жизнь. Чаще всего такие вопросы рождаются вне школы, в непредсказуемых, стрессовых ситуациях. Как-то с учеником приключилось несчастье и я ехал вместе с ним на скорой. Мы разговаривали, и в этот момент стали всплывать какие-то невероятные вещи… Обычно спрашивают про родителей, про любовь, про отношения в классе. И тут важно держать себя в руках, чтобы не навредить. Помнить о том, что вообще-то ты не гуру, и не можешь знать все на свете.
Дети живут в очень интересном мире. Они окружены огромным потоком информации. Я сам не так давно был школьником, но ничего такого у меня не было. С одной стороны это, конечно, хорошо, но с другой — привело к тому, что дети перестали запоминать. А зачем? Они в любой момент могут спросить у «Гугла». Порой трудно понять разницу: ты действительно что-то знаешь или ты понимаешь, как и где это можно быстро найти? Мне кажется, с этим сталкиваются все учителя.
Я иногда по этому поводу люблю издеваться над учениками. Могу с кем-то разговаривать, а потом так раз — и спросить: «А ну-ка, назови мне столицу Мадагаскара?» На следующем уроке — то же самое. Один ученик мне как-то сказал: «Я стою, мою посуду, и тут у меня в голове — столица Мадагаскара!»
Иногда нужно просто заставлять детей учить какие-то вещи. Зато потом, когда они садятся писать что-то, например, сочинение, им уже никуда не нужно лезть за информацией, она вся в голове, структурирована. Они могут в любой момент включиться в тему. В поисковик лезут, только чтобы обновить информацию.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Мне приходится прилагать много усилий, чтобы объяснить, что происходит в литературном произведении, которое, скажем, было написано пару столетий назад. Иногда у детей складывается впечатление, что в них действуют какие-то совершенно безумные персонажи. На днях девочка мне сказала: «Надеюсь, я не буду такой дурой, как бедная Лиза!» И я ее понимаю. Она живет в совершенно другом мире, и ей трудно понять все то, о чем писали наши классики.
Еще труднее объяснить, что значат слова Татьяны Лариной «…но я другому отдана, я буду век ему верна». Дети искренне не понимают, по какой причине Татьяна, объяснявшаяся прежде в любви Онегину, вступив в брак, отвергает его запоздалое объяснение. Им кажется, что она ведет себя нерационально, непрагматично.
Школьники очень мобильны и после выпуска могут оказаться где угодно. Многие едут поступать в Москву или в Питер. В последнее время стала очень популярна Казань, и дети едут в «Иннополис». Есть старшеклассники, которые уезжают в Калининград, потому что им хочется жить там. Также ребятам интересен Дальний Восток.
Если говорить о зарубежных вузах, то основные страны сейчас — это США, Китай и Чехия. Обычно туда едут те, кто изначально был нацелен на учебу за границей. При этом уехать из страны — не всегда желание ребенка. Я знаю ситуации, когда ребенок не был уверен в том, что он хочет учиться за границей, но зато этого очень хотели его родители.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
«Я успел закончить Свердловский областной музыкально-эстетический колледж еще в то время, когда там готовили преподавателей по английскому языку. После этого — служил в Вооруженных силах РФ, это был мой осознанный выбор. Я думал остаться в армии военным переводчиком, но не сложилось. После армии я два месяца преподавал в разных образовательных центрах, а потом решил попробовать себя в школе». |
— В школу я пришел практически сразу после армии, бороды тогда у меня не было. Где-то через год я решил ее отрастить, чтобы выглядеть старше. И действительно: с бородой я сразу постарел лет на пять… Не могу сказать, что до этого у меня были какие-то проблемы из-за моего возраста (я начал преподавать в 21 год). Старшеклассники меня никогда не задирали, не задавали провокационных вопросов. Разве что первый год девочки пытались строить глазки, улыбались, смеялись. Я немного смущался, но потом закалился. Понятно, что дальше улыбок это зайти не может, потому что для меня это неприемлемо. На «ты» ко мне обращаются только четырехлетки, которых я учу кататься на коньках. Но в школе — всегда только «вы» и только Тимофей Денисович.
Не могу сказать, что вижу восхищение в глазах своих одноклассников, когда они узнают, что я работаю в школе. Обычно они говорят: «О, Тимоха, учителем работаешь? Ничего себе! А семью как содержать будешь?» Понятно, что можно уйти из школы и зарабатывать совсем другие деньги. Даже в тех же образовательных центрах, где час твоего времени стоит гораздо больше. Но там немножко не то, там совсем другие модели поведения. Ребята меньше видят преподавателя, меньше понимают. Здесь же ты можешь проводить с детьми много времени. Думаю, что потом, когда у меня появится семья, я буду подрабатывать, заниматься репетиторством, переводами… Вариантов много. В любом случае, уходить из школы я не хочу.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Дети сильно замотивированы учить английский. Им нужен иностранный язык, чтобы поступить в университет. Таких ребят большинство. Затем идут дети из состоятельных семей, которые могут себе позволить каждые каникулы ездить куда-то за границу. Они хотят чувствовать себя свободно в других странах, и, как правило, много занимаются языком еще вне школы. Остальные учат английский, потому что видят, что он сейчас всюду: в интернете, в СМИ. Они тоже хотят смотреть популярных американских, английских или канадских видеоблогеров, иметь доступ к информации, которую все обсуждают. Я не заметил, что политическое противостояние между США и Россией как-то влияет на восприятие американской культуры моими учениками. У нас дети вообще политикой не очень интересуются, поэтому высказывания Трампа на уроках мы никогда не обсуждали.