Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Пять главных вопросов о маразмах городского благоустройства. Подробная стенограмма скандального совещания

20 октября 2017, 18:00
Пять главных вопросов о маразмах городского благоустройства. Подробная стенограмма скандального совещания
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Комиссия Общественной палаты встретилась с представителями комитета горадминистрации по благоустройству. Разговор длился больше часа и, хоть собеседники не срывались на крик, был напряженным.

Члены комиссии Общественной палаты во главе с урбанистом Владимиром Злоказовым встретились с чиновниками из комитета по благоустройству. Несмотря на то что основной темой разговора были велосипедные дорожки, за которые администрацию не раз критиковали, общественники коснулись и других вопросов. В частности, обсудили раскопки «Теплосетей» на отремонтированных улицах, ремонт проспекта Ленина и работу во время чемпионата мира по футболу. Мы послушали их разговор и выбрали те моменты, которые волнуют большинство горожан. Курсивом выделены реплики членов Общественной палаты, стандартным шрифтом — ответы чиновников.

Почему «Теплосети» в Екатеринбурге раскапывают отремонтированные дороги?

По словам представителей Общественной палаты, эту тему с комитетом по благоустройству обсуждали еще в 2013 г. По мнению общественников, за четыре прошедших года мало что изменилось: до сих пор в ряде районов города дороги и тротуары после ремонта раскапывают ради замены теплосетей.

— Почему у вас никак не получается договориться с сетевыми организациями, которые связаны с администрацией Екатеринбурга? Вы не можете на них повлиять?

— Мы в последнее время стараемся скоординировать свою работу и работу сетевых организаций. Заходим на ремонт после них — это логично и правильно. Мы подготовили перечень работ на следующий год по программе «Безопасные и качественные дороги» и разослали его по крупным сетевым компаниям. Так было и в прошлом, и в позапрошлом году. В 2015-м мы, заметим, не делали Университетский переулок, зная, что туда зайдет «Водоканал». Этот объект мы сделали в 2016-м, чему рад и «Водоканал», и мы.

Да, мы теряем время и сами выбиваемся из графика, но ждем [завершения работ] «Водоканала» на ул. Челюскинцев, «Тепловых сетей» на ул. Фестивальной. Мы везде их ждали, чтобы верхний слой дорожного покрытия выполнить без заплат в последующем.

Но на ул. Посадской, например, раскопка появилась после того, как мы объект уже ввели и за него заплатили. Полотно на ул. Шварца несколько раз переделывали из-за котлована, выкопанного для водопровода, в который всё проваливалось вместе с тротуаром. На ул. Малышева после окончания наших работ образовался аварийный провал по сетям водопровода.

Сетевики говорят, что не успевают, что их хозяйство в значительно худшем состоянии. Они поясняют, что в их инвестиционную программу аварийные ситуации не входят.

Когда кроме дорог начнут ремонтировать тротуары, стелить газоны и благоустраивать город?

В 2017 г. Екатеринбург вошел в программу «Безопасные и качественные дороги». Это значит, что город получит на ремонт полотна и федеральные, и областные деньги. В сентябре замглавы горадминистрации по вопросам благоустройства и транспорта Евгений Архипов заявил, что город потратил 4 млрд руб. на реконструкцию и строительство дорог.

— Что входит в эту программу? Только замена покрытия и светофоров? Входит ли туда, например, замена бордюров, ремонт тротуаров, газоны и ограждения для них?

— Росавтодор четко следует 402-му приказу — только ремонт. То, что есть, можно отремонтировать. В прошлом году нам выделили 445 млн руб. из федерального бюджета, но колодцы, например, нам поменять не дали.

— Сейчас ситуация изменилась?

— В этом году значительная доля средств выделена из областного бюджета. На эти деньги мы поменяли верхнюю часть колодцев, заменили крышки на плавающие, поменяли бортовые камни и отремонтировали много тротуаров — потому что их было много ненадлежащего качества.

— Получается, компенсируете за счет областного бюджета?

— Да.

Почему чиновники не показывают общественникам документы о строительстве?

Ближе к середине встречи урбанисты перешли в наступление.

Увидеться с чиновниками они планировали три недели назад, после прочтения актов о приемке работ по последним проектам. Владимир Злоказов заявил, что Общественной палате должны были предоставить свидетельства лабораторного контроля. Однако чиновники посчитали, что раскрывать контракты за 2014–2017 гг. нецелесообразно.

— Вы попросили [документы] за 2014–2017 гг. Извините, отксерить такое количество макулатуры просто нелогично. Если вы хотите ознакомиться, можете прийти в муниципальное учреждение и почитать.

— Можно отсканировать и отправить в электронном виде.

— Вы представляете, что нам надо отвлечь сотрудника от работы в период, когда они отчитываются, замеряют объекты. Или это намеренно?

— Сейчас ни за 2014, ни за 2015, ни за 2016 год у нас нет ни одного акта лабораторного контроля. Если у вас было желание, сотрудник мог 10–20 актов до разговора предоставить.

— Заявите конкретные улицы, мы готовы предоставить [документы] по ним.

— Я не понимаю, почему администрация города не дает нам документы. Если вам надо, я готов коробку бумаги принести. Надо картриджи — принесу. Человек отвлечется — ну ничего страшного.

— Конечно отвлечется, у нас не так много народу. Выберите любой объект.

— Я выбрал с 2014 по 2017 годы и четко объяснил почему. Я не уверен, что работа на этих объектах выполнялась качественно. Я вижу, что администрация предоставлять документы не хочет.

— Мы посоветуемся с юристами, когда это можно будет сделать.

— Комиссия и так перенеслась на три недели. Она должна была проходить в середине сентября!

— Ну, хотите ознакомиться — приходите. Хотите откопировать — копируйте. Только непонятно, зачем вам столько макулатуры. Достаточно было проверяющих другого уровня. У нас нет никаких секретов.

Проспект Ленина перекрывали все лето, а с трамвайными путями ничего не решили. Из-за чего?

В мае 2017 г. сотрудник фонда «Город.PRO» — один из авторов концепции по реконструкции трамвайных путей на проспекте Ленина Владимир Злоказов призвал горожан написать обращение к администрации с требованием переделать пути, потому что чиновники отказались от их обособления и переноса остановок. На комиссии он вновь вернулся к этой теме.

— У нас был проект, который предполагает обособление трамвайных путей. Планировался перенос ряда трамвайных платформ и автобусных остановок. Несмотря на то что пр. Ленина ремонтировался от стены до стены [имеется в виду реконструкция аллеи, замена тротуарной плитки, устройство дорожек, — прим. ред.], работы не были проведены. Почему, зная о том, что обособления трамвайных путей и платформы необходимы, вы все-таки назначили ремонт, а не капремонт, который позволил бы это сделать?

— Ремонт пр. Ленина был запланирован летом 2016 г. Это стало началом строительного сезона. Разработать проект капитального ремонта, который прошел бы экспертизу, было практически невозможно. Этот объект нужно было подготовить к началу 2018 г., к чемпионату мира.

— На какой срок запланировано обособление трамвайных путей?

— На 2018 год у нас ничего не запланировано. В бюджете на 2018 год [расходов на работу] комитета по благоустройству нет — только на разработку проектной документации. Это произошло в силу финансовых обстоятельств.

— То есть, имея деньги на ремонт пр. Ленина, вы не воспользовались ситуацией и не сделали то, что могли бы?

— Мы можем воспользоваться ситуацией и начать ремонт только в 2018 г., потому что вовремя не успели получить заключение экспертизы.

— Разве пр. Ленина находился в таком удручающем состоянии, что нельзя было сделать это в 2016 г.? Он бы не дожил?

— Почему? Дожить можно в любом состоянии, вы это прекрасно понимаете. Просто Екатеринбург в 2018 г. принимает чемпионат мира по футболу. И решение было принято не только комитетом по благоустройству, но и вышестоящими руководителями.

— А вы доносили до руководства, что есть вещи, которые делаются перманентно, помимо матчей? Это обособление путей, устройство трамвайных остановок…

— Мы все свои заботы доносим до руководства, в том числе те, которые связаны с увеличением финансирования. К сожалению, ни в городском, ни в областном бюджетах супердостаточных средств нет. В 2018 г. доходная часть бюджета территориального дорожного фонда сократится еще на 3 млрд руб.

Что там с велодорожками?

Велодорожки на пр. Ленина, ширина которых около восьмидесяти сантиметров, раскритиковало большинство велосипедистов — мол, разъехаться на них будет тяжело. Зато пешеходам они нравятся. В дождливые дни вода с велодорожки благодаря уклону стекает на тротуар.

— К сожалению, развивать сеть велодорожек во время ремонта тротуаров не приходится — их просто нет. Но возможность выполнить велодорожки, соблюдая пропорции пешеходных зон, есть. В результате велодорожки были выполнены в самых минимальных параметрах, за счет газонов. Ширина дорожек минимальна, но люди по ним ездят. Велодорожки построены на пр. Ленина, ул. Кирова, ул. Татищева.

— Но почему при проектировании велодорожек в населенном пункте вы пользуетесь нормативами для автомобильных дорог?

— Ответить?

— Пожалуйста.

— Потому что иной документации не существует. У нас все федеральные документы разрабатывают только для автомобильных дорог.

— Вам знаком документ «Рекомендации по благоустройству объектов улично-дорожной сети», который разработан комитетом по строительству в 2015 г.?

— Знаком.

— Почему вы не использовали параметры, заложенные в этом документе?

— Потому что этот документ называется «рекомендации».

— Вы, будучи автором документа, его проигнорировали?

— Потому что мы не построили ни одной улицы [по нему].