Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Муфтий проклял тех, кто это сделает. Исламовед — о том, что будет, если снесут мечеть рядом с телебашней

20 октября 2017, 17:30
Муфтий проклял тех, кто это сделает. Исламовед — о том, что будет, если снесут мечеть рядом с телебашней
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Мусульмане уверены, что снос мечети и с религиозной, и с морально-этической точки зрения — решение неверное.

На официальном сайте Совета муфтиев России появилась публикация о конфликтной ситуации вокруг мечети на улице Степана Разина в Екатеринбурге. Сооружение является культовым для группы мусульман, принадлежащих религиозной организации «Нур-Усман». С 2007 г. сюда приходят молиться верующие, однако в 2017-м мечеть оказалась под угрозой.

В размещенной на сайте Совета муфтиев статье говорится, что с религиозной и морально-этической точки зрения требовать от мусульман снести мечеть — глубоко неправильно.

Наиль Шаймарданов, и.о. председателя общины:

— Согласно Корану, если кто-то вытащит хотя бы кирпичик из здания мечети, этот человек будет проклят Всевышним до скончания времен.

По мнению исламоведа Романа Силантьева, разместив на своем сайте эти слова, муфтии тем самым «прокляли» своего начальника — председателя Совета муфтиев России Гайнутдина.

Роман Силантьев, исламовед:

Муфтий проклял тех, кто это сделает. Исламовед — о том, что будет, если снесут мечеть рядом с телебашней

— 11 сентября 2011 г. с одобрения муфтия Гайнутдина была снесена соборная мечеть в Москве, расположенная в здании, построенном еще в 1904 г. Вместо нее возвели другую соборную мечеть. Однако еще когда строительство нового здания только обсуждалось, Гайнутдин уверял, что старое трогать не будут. Получается, разрушив здание мечети, Гайнудтин тем самым навлек на себя проклятие. Теперь же его подопечные, апеллируя к этой строчке Корана, отказываются сносить ничего не значащее строение в центре Екатеринбурга.

По мнению Силантьева, снос мечети на ул. Степана Разина вряд ли приведет к большим возмущениям среди мусульман. «Эти люди не ориентированы на какие-то митинги и протесты», — поясняет исламовед.

Роман Силантьев:

— Отдельные локальные выступления возможны, но не более. И вообще снос здания, по моему мнению, вызовет лишь положительные последствия. Такие мечети выступают рассадниками ваххабизма, их предпочитают экстремисты и террористы. Большинство мечетей в Екатеринбурге придерживаются традиционного ислама, и членам этой общины там рады не будут.

В Новом Уренгое снесли мечеть той же юрисдикции, что и «Нур-Усман», — и сразу стало легче, снизилась угроза, отмечает исламовед.

Напомним, участок, на котором расположена мечеть, вот-вот должен превратиться в строительную площадку, на которой в 2018 г. УГМК начнет возводить большую ледовую арену. Это совместный проект металлургов и правительства Свердловской области. Именно областные власти передали металлургической компании участок вместе с расположенными на нем постройками как долю в капитале акционерного общества «Ледовая арена». После того как земля вошла в капитал акционерного общества, встал вопрос о сносе мечети.

Отметим, что культовым временное здание неподалеку от телебашни стало случайно. В исламе, в отличие от христианства, нет единоначалия, поэтому взгляды по многим ключевым вопросам у различных течений отличаются принципиально. В 2000-е гг. у властей зародилась идея собрать все мусульманские объединения, представленные в Екатеринбурге, под одну крышу. В 2007 г. губернатор Эдуард Россель заложил первый камень в основание будущей соборной мечети в районе улиц Декабристов — Чапаева. На собранные средства вырыли котлован и вкопали сваи, а потом работы над проектом приостановили. Мусульмане своими силами достроили прорабскую до мечети, куда и поселилась организация «Нур-Усман».

Теперь свердловское Мингосимущество требует снести постройку как незаконную. Чиновников МУГИСО поддержал суд: еще в мае 2017 г. 17-й Арбитражный апелляционный суд постановил разобрать сооружение. Мусульмане, стремясь отстоять свою святыню, обратились с Верховный суд.

При этом в общине «Нур-Усман» заявили, что юридически не имеют отношения к постройке, а значит, и не могут выполнить требование суда о сносе мечети.

Наиль Шаймарданов:

— Проблема в том, что община никогда не была собственником этой мечети. МУГИСО логичнее было бы обращаться с таким требованием к другим людям, например, в фонд губернаторских программ.

Общине недавно предложили под мечеть другой участок — в районе ЦПКиО им. Маяковского. Мусульмане обрадовались (2,5 га не в центре города, по их словам, больше подходят для массового празднования Курбан-байрама и Ураза-байрама) и даже подготовили проектные документы, но МУГИСО не позволило передать землю, так как якобы на этот участок не дает разрешения городская администрация.