Специалисты Национального центра электронного образования (НЦЭО) — структуры «Ростеха», которая реализует проект по созданию электронной образовательной среды, — даже не называют новое устройство планшетом.
— Гаджет, который получили свердловские школьники, — это прототип. Думаю, даже через месяц, когда мы соберем первые итоги работы с такой формой обучения, многие его функции будут доработаны.
Пока изготовили около 10 тыс. таких «прототипов». Их получат ученики 350 классов в школах Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Список екатеринбургских школ, чьи ученики будут получать знания в новой форме, можно посмотреть здесь.
Для ребят (и их родителей) девайсы абсолютно бесплатны. Школы также получили их на безвозмездной основе: пользоваться устройствами можно будет в течение учебного года 2017/2018, пока идет обкатка новой формы обучения.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Ученики 3 «А» класса гимназии №120 сегодня первый раз увидели новые девайсы. За три урока они успели изучить большинство функций. «Разобрались быстрее меня, как перелистывать страницы, как регулировать звук», — рассказывает классный руководитель. |
В 120-й гимназии в эксперименте по внедрению электронного образования участвуют третьи классы.
— Учебники мы получили 31 августа. Пока все распаковали, пока попробовали, пока зарядили. Сегодня первые ученики получили устройства — как видите, оно одно на парту. В дальнейшем будет у каждого ученика. У нас в параллели 128 третьеклассников — каждый получит гаджет.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Сейчас в электронное устройство, используемое учениками 120-й гимназии, закачаны две части учебника по литературе и три — по русскому языку. Электронная страница, в принципе, похожа на свою бумажную версию. Но есть все возможности для интерактива: материалы сопровождаются специальными значками: кликнув на них («Можно и пальцем, экран реагирует, но мы просим ребят все-таки пользоваться стилусом», — пояснили педагоги), ученики получают на соседнем экране задание. В русском языке, к примеру, можно вставить с помощью выпадающего окошка необходимое буквосочетание в слово (скажем, [сн], [стн] — в [ужасный]). |
В устройстве два экрана, один работает по принципу электронных чернил. «На нем и проводится основная работа: ребята читают, выполняют тесты, делают какие-то задания, не напрягая глаз, — все по СанПиНу», — поясняют педагоги. Второй экран — мультимедийный: с его помощью можно просмотреть ролики, прослушать музыку (например, читая рассказ по литературе, в котором упомянута композиция Чайковского из «Времен года», ребенок может кликнуть на соответствующий значок и прослушать трек).
— Все устройства имеют доступ в интернет, но он регламентирован учителем: как только начинается урок, выйти в Сеть ребенок не сможет. Или сможет, но только на те ресурсы, которые необходимы для этого предмета.
Сейчас ученики входят в устройство с помощью логина/пароля, который обеспечивает доступ к необходимому контенту. «Ребенок ввел свои данные — система распознала его как Петю Иванова 9 лет и выдала ему соответствующий возрасту контент», — пояснили разработчики.
Они предполагают, что в дальнейшем гаджет будет подключен и к соцсетям. «Если у ребенка есть аккаунт «ВКонтакте», он сможет заходить в него с этого же планшета. Зачем нужна такая возможность? Наша задача — интегрировать это устройство в обычную жизнь школьника. Если дети сейчас общаются в соцсетях, пусть они это смогут делать с одного устройства. При этом учитель видит, сколько времени ребенок провел «ВКонтакте», сколько потратил на чтение, а сколько — на выполнение тестов», — пояснили разработчики.
Все данные о выполненных (и не выполненных) работах находятся в облаке: учитель может мгновенно проверить и оценить работу («Никаких листочков!» — радуются педагоги). В идеале все оценки тут же появляются в электронном дневнике.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Чернильный экран не вызывает нареканий, а вот о мультимедийном этого сказать нельзя — он сильно бликует. |
— Пока электронные устройства будут находиться в классе. Мы планируем в ближайшее время загрузить в них оставшиеся учебные программы, и тогда ученики смогут оставлять дома все учебники, с собой будут брать только тетради и пеналы. То есть в школе будут заниматься с помощью планшета, а домашнюю работу делать по бумажным учебникам.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Одна из проблем сегодня, по словам учителей, — зарядить устройства. «Учебный план выстроен таким образом, что ребята используют в основном чернильный экран. Мультимедиа в составе урока занимает максимум пять минут, поэтому устройство может работать целый день, но на ночь его все равно надо поставить на подзарядку. Представляете, что такое одновременно зарядить 128 гаджетов!» — комментируют педагоги. Разработчики для этих целей предусмотрели специальные зарядные фермы, но пока в школах их не установили. |
В результате эксперимента специалисты хотят создать не просто систему проверки знаний, а настоящую электронную образовательную среду. Детям интересна такая форма обучения — гаджеты для них дело привычное. «Мы должны научиться использовать этот интерес в образовательных целях, давать детям такой контент, который в итоге будет вызывать у них стремление учиться», — поясняют разработчики.
При этом создатели девайса говорят, что устройство, которое будут в итоге использовать школы, может быть любым. Своей целью разработчики видят создание целой системы — от идентификации ученика и выдачи ему заданий до оценки знаний и стимулирования интереса к учебе, — которую впоследствии можно будет использовать на любом девайсе.
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU |
---|
Гаджет от «Ростеха» весит 1,2 кг и стоит (при существующей начинке и материалах) около 30 тыс. руб. Но разработчики уверяют, что уже сейчас эта стоимость может быть снижена до 20 тыс. руб. Вес тоже может быть уменьшен — без вреда для функциональности. |
Итоги эксперимента оценят через год. Результаты будут рассматривать с двух точек зрения. Первая — техническая: как выстроить систему таким образом, чтобы она не давала сбоев, какие потребуются каналы связи, Wi-Fi-модули и проч. Также оценят стоимость внедрения и владения этой системой: напомним, на эксперимент с электронными учебниками в Свердловской области «Ростех» потратил 450 млн руб. При этом девайсы получили далеко не все школы. В сельской местности, где нет проводных каналов связи, внедрение новой системы будет стоить существенно больше, чем в рядовой городской школе.
Второй фактор — учебный: как новая форма обучения повлияет на образовательный процесс. Чтобы оценить это, в качестве экспертов привлекли сотрудников Челябинского государственного педагогического университета.
— Они находятся близко, могут проводить опросы, присутствовать, если надо, на занятиях и при этом не находятся в сфере влияния свердловских властей.
По мнению специалистов НЦЭО, рост успеваемости при внедрении электронной системы составит не менее 15%.