Забегаю в здание Педагогического колледжа, тренировка назначена на 20:00, время еще есть, но опаздывать не хочется. Вижу девушку на ресепшен: «Подскажите, пожалуйста, здесь проходят тренировки по кюдо?» Девушка хмурится: «По кому тренировки?» «Кюдо. Из лука стреляют, из японского». «А-а-а, японцы на четвертом этаже. Только вы сначала на второй поднимитесь, там увидите темную лестницу — идите к ней, прямо до конца, потом направо — и вы на месте. Понятно?» «Конечно», — обманываю я и устремляюсь по запутанному маршруту. Мне навстречу уже бежит Вадим. Вадим Занин — сенсей, учитель, тренер, если по-нашему, и идейный вдохновитель всего того, что здесь сегодня будет происходить.
![]() |
---|
Вместе мы преодолеваем пролеты и оказываемся в спортивном зале. Такие залы есть в каждой школе, построенной в советский период: деревянный пол, обшарпанные стены.
— Вы подождите немного, мы сейчас переоденемся, зал подготовим и начнем! — обращается ко мне Вадим.
Я киваю и падаю на деревянный стул. Такие стулья девчонки называли «прощай, колготки»: ну невозможно на нем посидеть — и ничего не порвать и не зацепить. Поэтому сижу я аккуратно и терпеливо жду.
Минут через десять появляются они, самураи. Одежды странные: белые халаты, черные пояса, на ногах носочки, которые разделяют пальцы так, что нога становится похожа на ногу черепашки-ниндзя. В таком вот облачении ребята берут ведра с водой и начинают мыть пол в зале. Пока одни орудуют тряпками, другие расставляют маленькие дощечки по только им понятной логике и стенды-мишени на скамейки у стены, натягивают тетиву на луки.
![]() |
---|
Какая-то девушка тащит в зал соломенный цилиндр на подставке.
— А это что такое? — спрашиваю.
— Это макивара. Мишень то есть.
— Так есть же уже мишени, — удивляюсь я и показываю рукой в сторону других девочек, которые тащат квадратные стенды.
— А это традиционная. Для отработки техники.
— В нее целиться проще?
— У нас вообще целиться не надо! Если техника правильная, положение тела такое, какое нужно, то стрела сама прилетит куда надо.
— В кюдо очень много ритуалов, если накосячишь с их исполнением — считай, проиграл, можно уже вообще не стрелять, — подключается к разговору парень, отвлекшийся ненадолго от разминки плечевых суставов. Игорю 29 лет, и у него серьезная работа — он программист.
![]() |
---|
— Заниматься я начал года полтора назад, как только открылось это направление. До этого долго занимался дзёдо (боевое искусство, в котором используется короткий боевой посох) и кендо (бои на бамбуковых палках, имитирующих японские мечи). Кюдо учит концентрироваться, успокаивает. Я умею теперь говорить себе «стоп» в определенных ситуациях, не заводиться по пустякам с пол-оборота. Для меня это хобби, как и для большинства. Это не спорт, тут карьеру не построишь, просто интересное занятие, интересные люди вокруг. Плюс для осанки очень полезно.
![]() |
---|
Тем временем Вадим уже собирает своих учеников в центре зала, они кланяются друг другу, ритуально машут руками и что-то выкрикивают на японском.
— Сначала работаем над техникой, — дает задание сенсей и отходит в сторону. И каждый послушно начинает заниматься своим делом.
Программист Игорь берет свой лук (длиной более двух метров, между прочим!) и медленно, не отрывая подошв от пола, шаркает к мишени, плавно, по определенной территории. Манерно вскидывает подбородок вверх, расправляет крылья, то есть руки, замирает в такой позе на несколько секунд. Меняет положение. Опять замирает. Наконец отпускает стрелу. В яблочко!
Но Игорь не ликует. Он стоит, не шевелясь в той же позе, что и до того, как совершить выстрел. Помните детскую игру «морская фигура на месте замри»? Так вот Игорю в ней не было бы равных. Другие члены клуба тоже замирают в непонятных позах.
Стоят подолгу, потом стреляют. Потом опять замирают. И все это в абсолютной тишине. Гробовой.
— У вас всегда тренировки проходят молча? — Я на цыпочках, чтоб не нарушить настрой стрелков, подкрадываюсь к Вадиму.
— Конечно. Кюдо — это активная медитация, тут на первом месте процесс, а не результат.
— И все так медленно должно происходить?
— Японцы говорят: один выстрел — одна жизнь. Тут спешить нельзя: нужно настроиться, выровнять дыхание. Мы же в каждый выстрел полностью вкладываемся — не только технически, но и духовно. Кюдо спасает от суеты, освобождает сознание от лишних мыслей, которыми мы перегружены в современном мире: дом, дела, заботы, работа... Во время выстрела человек становится самим собой, снимает все социальные маски.
![]() |
---|
Чтобы стать самим собой, придется немало потрудиться и раскошелиться. Одна тренировка обойдется в 500 руб. Новичкам разрешено заниматься без формы. Лук тоже сразу в руки не дадут — как минимум месяц вы будете отрабатывать технику на «гомоюни» (резиновый лук), внешне напоминающем крупную рогатку. Как только сенсей решит, что вам пора переходить на следующий уровень, начнете работать с луком, но пока без стрел, будете привыкать к оружию. Однако если захотите заработать дан, то нужно будет все же приобрести свой собственный юми (то есть лук), который обойдется в 20 тыс. руб. плюс доставка из Японии. Прочее обмундирование тоже нужно будет купить самостоятельно. Кстати, аттестация обычно проходит в Токио, так что ко всему прочему прибавьте стоимость билетов до Страны восходящего солнца и сопутствующие расходы. Но это, как утверждают почитатели кюдо, того стоит.
— Это искусство, — продолжает Вадим. Наряду с чайной церемонией, например, с каллиграфией. Вот все говорят, что меч — это душа самурая. А ведь юми на самом деле имеет не меньшее значение. Кюдо — самый благородный вид боевого искусства: в нем нет противника, есть только одна неподвижная мишень и куча подвижных мыслей, которые мешают нам попасть в цель. Обуздать эти мысли — наша главная задача.
![]() |
---|
— С чего у вас вдруг появился интерес к кюдо?
— О, это с детства. Когда-то давно бабушка отвела меня в кинотеатр на фильм Акиро Куросавы «Семь самураев». Я просто влюбился в восточные единоборства с первого взгляда. В студенческие годы занимался карате-кекусинкай, даже входил в сборную области. Потом заинтересовался кендо (с японского — «путь меча»), нашел единомышленников, мы вместе начали развивать это искусство на Урале. С тех пор прошло уже около десяти лет, и мы за это время достигли немалых успехов!
Потом увлекся кюдо. По факту, кроме идеи у меня ничего не было: ни лука, ни стрел, ничего… Потом один из основателей нашего клуба, который проживает в Японии, сделал подарок: перчатку 10-го дана. Практически музейный экспонат, реликвию! Мы ее в руки брать боялись! Совершенно случайно я познакомился с одним екатеринбургским пенсионером — коллекционером восточного оружия. Узнал, что у него есть лук. Целый год обивал его порог, просил, мол, давайте объединяться: у вас есть лук — у меня перчатка... Он ни в какую: «Руками трогать свой юми не дам».
Так или иначе, в феврале прошлого года собрал группу из 15 человек. У нас был лук, на который можно было только смотреть. И перчатка, на которую мы тоже только смотрели. Но у нас было огромное желание заниматься, поэтому все получилось! Я купил свой юми, и все 15 учеников занимались на одном луке, потом они сами стали покупать свое оружие. Теперь у нас в арсенале 15 юми.
![]() |
---|
По словам Вадима, овладеть азами получится за месяц-два. А дальше совершенству нет предела. Только правильный хват лука придется доводить до ума в течение как минимум десяти лет.
— Это очень захватывает! Представляете, одно легкое изменение положения кисти может привести к новым результатам! В кюдо никогда не наступит такой момент, когда можно будет сказать: супер, я мастер, я все знаю и все умею.
На сегодняшний день технику кюдо осваивают 20 екатеринбуржцев. Большинство из них, как ни странно, — девушки. Среди самураев есть экономисты, педагоги, студенты, строители…
— Боевые искусства помогают развиваться: человек начинает изучать другую культуру, язык. Кроме того, это общение. Мы все дружим: праздники отмечаем вместе, выезжаем куда-то. Очень плотно взаимодействуем с другими клубами, которые практикуют стрельбу из классического лука, участвуем в их соревнованиях. Поначалу они, конечно, скептически к нам относились…
— Почему?
— Ну, они считали, что кюдо — это просто культурная традиция и никакого практического применения этому искусству нет.
— А разве есть?
— Конечно! Раньше самураи защищали свою жизнь и честь при помощи юми.
— То есть идет война, а самурай настраивается, принимает специальную позу, наводит порядок в мыслях — и только потом стреляет? Так бы всех японцев перебили…
— Смотрите, раньше все виды боевых искусств вместо приставки «до» имели приставку «дзюдзо»: кендзюдзо, кюдзюдзо… «Дзюдзо» — прикладная техника боя. Когда в Японии появилось огнестрельное оружие, все виды национального оружия остались невостребованными. Это стало традицией, данью культуре. Вместо «дзюдзо» появилась приставка «до», то есть «путь». Чувствуете разницу? Теперь на первый план вышла эстетика, нам важно, чтобы все было безупречным. Посмотрите, как мастера кюдо берут стрелы, лук, с каким уважением и трепетом! С каким достоинством они двигаются! Все, что нас окружает, должно иметь некий дух красоты, внутренней собранности. Это основное правило. А просто так пострелять — можно не заморачиваться и в тир, например, сходить.
![]() |
---|
— Насколько этот зал соответствует основному правилу?
— Конечно, додзё (место) оставляет желать лучшего. Но это на сегодняшний день все, что мы можем себе позволить. По идее, в ряд должно выходить пять человек. Мы в таких условиях просто не сможем разместить пять мишеней. А так все это выглядит очень красиво. Один стреляет, второй готовится… При этом они не вертят головами, не смотрят друг на друга, ориентируются только по звуку и по общему ритму. Дистанция до мишени должна быть 28 метров, чего, конечно, здесь достичь тоже не удастся…
У нас в России есть только одно додзё, созданное по всем правилам, и то работает только в летний период, потому как открытое. Мы надеемся, что когда-нибудь сможем найти партнера и создать нечто подобное на Урале. Своего финансирования, разумеется, на эту роскошь нам не хватит. Все деньги уходят на аренду зала, на амортизацию оборудования. Прибыли практически никакой нет. Но мы и не стремимся. У меня есть основная работа, я председатель общества «Россия — Япония» в Екатеринбурге, мы проводим выставки, организуем различные мероприятия, являемся представителями японского посольства на Урале.
— Но ведь это тоже некоммерческая организация, получается.
— Да. Но у нас есть постоянные партнеры, которые нам помогают. На жизнь, в общем, хватает. А боевые искусства — это для души. Кюдо — это же философия, оно всегда с нами, каждую минуту нашей жизни. Кюдо — это дзен.
Ох и непросто же достичь дзена на суровой уральской земле, в условиях нестабильной экономики и еще более нестабильной погоды! Однако если дважды в неделю посещать тренировки и слушать сенсея, все обязательно получится, говорит Вадим. Хотите тоже? Лук вам в руки!
Текст: Ирина Шибаева для 66.RU.
Константин Мельницкий; 66.RU