Екатеринбургский гид Наталья Зайцева, которая сопровождала туристов из Венгрии во время поездки на Алапаевскую узкоколейную дорогу, рассказала о том, как ее клиентов отказались заселять в местной гостинице из-за их гражданства. По словам местных отельеров, регистрация иностранцев превращается в головную боль — администратор обязан сообщать полиции о приездах и отъездах гостей из-за рубежа. Оказалось, что бюрократическая морока с заграничными гостями волнует все маленькие гостиницы области, где не хватает рабочих рук.
Мы опросили менеджеров и директоров туркомпаний Екатеринбурга, и они рассказали 66.RU, из-за чего еще им приходится краснеть перед иностранными и российскими клиентами, которые едут посмотреть уральскую глубинку. В начале списка — главные проблемы туризма области (по версии сотрудников турагентств).
Ямные туалеты (или их отсутствие)
Деревянные уборные победили дороги и человеческий фактор в рейтинге проблем, с которыми чаще всего сталкиваются туроператоры и отдыхающие. По словам сотрудников агентств, если российские туристы относятся к таким трудностям с пониманием, то объяснить иностранцу, почему вместо привычного белоснежного унитаза ему нужно посетить будку на заднем дворе или открытое поле, гиду сложно и стыдно.
Александр, менеджер по туризму:
— Проблема при организации туров состоит в том, что у нас нет санитарных остановок на должном уровне. Например, в Алапаевском районе, в Коптелово, туалет уже установлен, а вот в Арамашево так и нет ни одного теплого туалета — все на улице. Это непривычно даже для детей. Современные дети, которые живут в Екатеринбурге, с этим ни разу не сталкивались. У нас были ситуации, когда люди роняли туда дорогие телефоны. Искать аппарат не стали, было очень неприятно.
А в том случае, когда туалеты «первобытно-общинного вида» (по выражению собеседника из бюро туризма «Путешественник») востребованы, их не хватает.
Татьяна Сташевская, директор «Экскурсии Урала плюс»:
— Мы недавно были в селе Костино Алапаевского района на празднике Ивана Купалы. Каждый человек простоял два часа, чтобы сходить в туалет, а там одна дырка. Точно такая же ситуация в Коптелово. Там нет унитаза, просто деревянные будки, в которых иногда даже света нет. Люди впотьмах могут оступиться.
|
---|
Деревня Коптелово. Автор фото: Евгения Ветлужских |
Дороги
Второй пункт в рейтинге — плохое состояние дорог. По словам туроператоров, сложные участки стараются объезжать стороной, однако есть такие мероприятия, не посетить которые нельзя.
Татьяна Сташевская:
— В Каменске-Уральском проводят фестиваль колокольного звона, собирают по 10 тыс. человек. Но после поездки туда, как говорят в Центре развития туризма, месяц автобусы в ремонте стоят после их дорог.
А есть и такие направления, которые и рад бы освоить, но по ним ни проехать ни пройти.
Надежда Дягилева, руководитель туркомпании «Уральский калейдоскоп»:
— Туристов не возят, например, на знаменитую копь Ватиха, которая находится в районе Южаково за Мурзинкой. На автобусе группу туда не провезти — дорога разбита лесовозами. Рады бы и открыть это направление, но не можем. Если ехать туда, то на легковой и хорошей машине.
|
---|
Прибытие поезда Алапаевской узкоколейки на станцию Калач. Автор фото: Zsolt Egon Laczko |
Человеческий фактор
Холодный прием туристов в кафе и музеях — еще одна головная боль организаторов поездок по Свердловской области. Случай в алапаевской гостинице тоже относят к разряду некачественного сервиса.
Светлана Шевелева, менеджер агентства «Тур-Урал»:
— Наш, русский турист — ко всему привыкший; это неприятно, но не смертельно. Хотелось бы, чтобы отношение к клиентам было более теплым.
По наблюдению туроператоров, негостеприимным отношением к гостям чаще грешат в Екатеринбурге, чем в деревне.
Александр Дюмаев, директор бюро туризма «Путешественник»:
— Чем дальше в глубинку, тем человеческий фактор лучше. Чем ближе к центру, Екатеринбургу, тем он хуже. Я говорю про музеи. Не знаю, от чего это зависит, но в глубинке более радушно встречают гостей, чем в екатеринбургских музеях. Я не говорю про все. Есть такие, где отрабатывают от и до, а есть те, где работают формально. Например, пришла группа с экскурсоводом. Экскурсовод хочет провести туристов, а потом оплатить, но сотрудники настаивают: сначала оплатите, потом зайдете. И вот группа стоит в очереди, ждет. В глубинке таких моментов почти не бывает.
Отсутствие гостиниц и инфраструктуры
Как рассказал корреспонденту 66.RU руководитель одной из туркомпаний, организация вынуждена отдавать предпочтение поездкам, которые длятся около одного дня, из-за отсутствия места для ночлега.
Татьяна Сташевская:
— Могу привести в пример размещение в Чусовом: [экскурсоводы] ходят по квартирам, по домам, спрашивают, кто готов туристов принять. Это куда годно? Там гостиница вроде строится, но пока в зачаточном состоянии. Если я везу группу на 2-3 дня, то заранее лично еду в разведку.
Еда
Организовать питание группы обязан оператор, который проводит экскурсию для туристов, однако и качество еды в кафе, и уровень обслуживания оставляют желать лучшего.
Надежда Дягилева:
— Я туристов кормлю дома у писателя-геолога, у меня есть личная договоренность. Если туристов везу, его предупреждаю заранее. На обед домашняя кухня. Кафе… даже опасно. Я думаю, и магазины тоже. Такого вида туризм, как у меня — геологический, — больше связан с пикниками.
Александр:
— К питанию большие вопросы. Где покормить группу так, чтобы было всё хорошо? Я говорю не о качестве питания, а о самом сервисе: чтобы не нагрубили лишний раз, чтобы нормально обслужили, чтобы меняли приборы вместе со сменой блюд. В Екатеринбурге пережитков нет, а в глубинке есть. Но мы входим в их положение.
Отсутствие информационных стендов
Организованная группа чаще всего посещает достопримечательности в сопровождении экскурсовода, а одинокие путешественники не всегда пользуются услугами гида. Экономным посетителям музеев и этнографических комплексов не хватает доступной информации, уверены сотрудники туркомпаний.
Александр Дюмаев:
— У нас не развита система общей информации для туристов, которая могла бы быть представлена перед объектом. Необходимы информационные таблички, которые дают максимум сведений, даже если рядом нет гида.
|
---|
Нижняя Синячиха. Фото: Татьяна Гордеева для 66.RU |
Завышенные цены для иностранцев
В Свердловской области постепенно привели к одному уровню цены на музейные билеты для российских и иностранных туристов. По утверждению туроператоров, подобное разграничение до сих пор осталось в Ирбитском музее изобразительных искусств, однако стоимость проходки для соотечественников и гостей из-за рубежа различается незначительно.
Александр Дюмаев:
— В Свердловской области сильных разграничений нет, а вот в Тюменской области и в Тобольске, куда мы возим туристов, билеты для иностранцев стоят чуть ли не в два раза дороже. Для русскоговорящих — в два раза ниже.
Фото: Татьяна Гордеева для 66.RU; Zsolt Egon Laczko; facebook.com; Евгения Ветлужских; vk.com