Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи

19 июня 2017, 14:33
репортаж
В конце мая стюардесса «Уральских авиалиний» спасла жизнь десятилетнему мальчику, у которого остановилось сердце во время рейса Екатеринбург — Симферополь. Решение о реанимации ребенка Аксана Ашомко, по ее словам, приняла сразу же, так ее научили в авиакомпании. Корреспонденты 66.RU первыми из журналистов сходили в Уральский тренировочный центр Гражданской авиации, где проходят обучение бортпроводники, и узнали, как они готовятся к работе в авиации. Показываем всю внутреннюю кухню только для читателей 66.RU.

«Просим вас привести спинки кресел и столики в вертикальное положение, открыть шторки на иллюминаторах, опустить подлокотники ваших кресел, взять инструкцию по безопасности и по ней следить за демонстрацией аварийно-спасательных средств на самолете», — в салоне Airbus A-320 звучит привычное объявление, экипаж готовится к взлету, а бортпроводницы показывают, что нужно делать в случае аварийной ситуации. Сегодня мы летим в Сочи, поэтому нам напоминают, как пользоваться спасательным жилетом. Время в пути — 3 часа 20 минут.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

Регулярные полеты

На самом деле мы никуда не летим, а находимся в Уральском тренировочном центре гражданской авиации (УТЦ ГА), где учатся будущие бортпроводники авиакомпании «Уральские авиалинии».

Еще два года назад система обучения стюардов и стюардесс была построена следующим образом: они проходили теоретическое обучение, отрабатывали навыки прямо в помещении, а потом попадали на так называемые стажерские рейсы — и через 30 часов получали квалификацию буквально в воздухе.

Потом вступили в силу новые федеральные авиационные правила, и эту практику запретили. Тогда в УТЦ решили построить свой макет воздушного судна. Снаружи он напоминает фрагмент самолета, но заходя внутрь, ты забываешь, что находишься в тренировочном центре, а не летишь отдыхать в Сочи, — настолько тренажер напоминает реальный самолет.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

«Бортпроводники проходят теоретическую и практическую подготовку в течение трех месяцев. Финальный этап подготовки — 30 часов полета на макете воздушного судна и трехчасовой экзамен. К этим полетам допускаются только те ученики, кто успешно сдал теорию. На тренажере проходит имитация полетов — от предварительной подготовки, предполетного разбора до послеполетного разбора», — рассказывает бортпроводник-инструктор «Уральских авиалиний» Татьяна Гвоздева.

Татьяна — частный преподаватель в УТЦ, она готовит стюардесс и стюардов для авиакомпании «Уральские авиалинии». Она, как и другие бортпроводники-инструкторы, основываясь на результатах прохождения сервисного тренажера, решает, достоин ли ученик присвоения квалификации «бортпроводник» или нет.

По ее словам, за последние три месяца (тренироваться в рамках имитируемых полетов будущие бортпроводники начали с марта 2017 г., — прим. ред.) недостойных не было, хотя каждые две недели к обучению приступает новая группа и поток студентов большой.

Мы застали группу, которая сдала теоретический экзамен и приступила к практике, поэтому заходим в самолет, занимаем места и пристегиваемся ремнями безопасности.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

В самолете ученики распределяются: часть из них играет роль бортпроводников, часть — капризных пассажиров, которые могут попросить по-особенному их обслужить или создать конфликтную ситуацию на борту. Требования к обслуживающей бригаде — самые высокие. Бортпроводник не должен заходить в личную зону пассажира, подавать стаканчик с напитком не с той руки, выходить на раздачу еды без фартука, при этом он должен быть вежливым со всеми клиентами.

«Нельзя» слишком много, но мечты о небе перекрывают все. Каждый второй ученик, по словам Татьяны Гвоздевой, при отборе заявляет, что работать в авиации он мечтает с детства. «Ваши мечты — наши крылья» — слоган авиакомпании.

«Наша цель — создать связку «стимул — реакция», сделать так, чтобы бортпроводник правильно отреагировал на какой-то раздражитель. Условно, пассажира облили соком — какие должны быть действия? Пассажир жалуется на что-то, что должен ответить бортпроводник и как? Здесь мы также имитируем экстремальные ситуации, чтобы ребята были готовы к работе с реальными людьми на реальном воздушном судне», — говорит Татьяна.

Во время тренировочного полета могут происходить и нештатные ситуации: внезапная разгерметизация, выкат самолета за полосу при торможении, пожар на багажной полке. Со всем этим бортпроводник должен справиться. При этом бригада, как и во время реального полета, не знает, что придет в голову инструктору, что случится в следующую минуту на борту.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

Наш полет идет спокойно, во время рейса мы успеваем купить игрушки для детей, бортпроводники разносят холодные напитки, но к моменту подачи горячего питания наш самолет попадает в зону турбулентности. Пассажиры ждут и нервничают, некоторые начинают паниковать, но после выхода из турбулентности успокаиваются и получают свой обед.

За несколько минут до посадки в аэропорту Сочи на борту загорается табло «Пристегните ремни», одна девушка отказывается сделать это. Тогда к ней подходит бортпроводник, присаживается рядом и, глядя в глаза, объясняет, для чего это необходимо, при этом он трижды повторяет слово «безопасность». Не зря. При посадке мы выкатываемся за пределы ВПП — и пристегнутые ремни спасают нам жизнь.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

«Оставайтесь на местах, сохраняйте спокойствие. Stay sitting, keep calm», — громко повторяет, как мантру, вся бригада. «Отменяю опасность», — объявляет инструктор. Приземлились. Остановились. Живы.

Умирающий пассажир, турбулентность и аварийная посадка: кошмар стюардессы на примере одного полета в Сочи
Фото: Константин Мельницкий, 66.RU

Задача бортпроводника — не только разносить напитки, но и спасать жизнь в случае необходимости. Все будущие стюарды и стюардессы обязательно проходят курсы первой помощи, учатся делать непрямой массаж сердца. В частности, именно это спасло жизнь десятилетнему мальчику, у которого остановилось сердце во время полета из Екатеринбурга в Симферополь.

Эвакуация

Приводнить тяжелый пассажирский самолет за всю историю авиации удалось всего лишь пяти пилотам. Пожалуй, самый известный из них — Чесли Салленбергер, бывший военный летчик, в 2009 г. он смог посадить Airbus A-320 на Гудзон. После этого Салли написал книгу, где заявил, что многие пилоты за всю свою карьеру могут не испытать никаких нештатных ситуаций, в остальном же эта работа довольна скучна. Но все правила в авиации написаны кровью, поэтому бортпроводники обязательно должны отработать алгоритм действий при посадке самолета на воду.

Направляемся к другому тренажеру. Бортпроводник должен сделать так, чтобы в случае посадки на воду все пассажиры смогли покинуть салон самолета за 90 секунд через половину аварийных выходов, поэтому действовать нужно строго по инструкции и очень быстро. «Помогите мне: держите за эту ручку, толкайте дверь», — кричат бортпроводники и разворачивают надувной трап, по которому пассажиры должны съехать в воду.

«Ко мне! Прыгайте! Съезжайте! Убегайте! Come this way! Jump! Slide! Run away!» — следующий призыв. Всё как учили: прыжок, съехать с прямой спиной, вытянув руки вперед. Убежать на безопасное расстояние. Но не будем долго разъяснять, лучше смотрите видео.

«Теперь в случае аварийной ситуации вы будете знать, что делать», — с улыбкой говорит нам Татьяна Гвоздева и зовет учиться на бортпроводника. Новых учеников тут набирают постоянно.

Благодарим Уральский тренировочный центр гражданской авиации и лично директора УТЦ ГА Полепишина Юрия Николаевича

Фото; Константин Мельницкий; 66.RU