Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Наши дети не прощают фальшь». Правила жизни воспитателей уральских детдомов

28 апреля 2017, 18:00
«Наши дети не прощают фальшь». Правила жизни воспитателей уральских детдомов
Фото: Скрин, кадры из к/ф "Республика ШКИД"
Детский дом — учреждение закрытого типа. Люди, которые там работают, почти не дают интервью. На этот раз они сделали исключение и на условиях анонимности ответили на вопросы 66.RU.

Мы связались с несколькими воспитателями уральских детдомов и задали им одни и те же вопросы: о том, как проходит их жизнь в спецучреждении, о подходах к воспитанию, как правильно помогать детдомам и что изменилось после того, как они перешли под начало Министерства социальной политики. В результате получился рассказ о том, как устроен среднестатистический нормальный детский дом где-нибудь в Екатеринбурге или в Свердловской области и каким он мог бы быть, если бы людям, которые в нем работают, не мешали устаревшие требования надзорных органов и косность чиновников.

О печальном прошлом

В 80-х гг. детский дом напоминал клоаку. Из 100 детей 20 обязательно были в бегах, потому что у нас не было нормальных условий для проживания. Найти людей, которые соглашались на работу в детских домах, было трудно. Условия были, мягко говоря, сложные. Начальство находило молодых специалистов и говорило им: либо принимай детский дом на себя, либо клади партбилет на стол. То есть выбора фактически не было. Потерять в те годы партийный билет — страшное дело.

О графике работы

Время работы у меня не регламентировано. И я думаю, что это нормально. Ведь если воспитатель любит детей и хочет, чтобы ребенок вырос человеком, то измерять его работу часами нельзя. Работаешь столько, сколько нужно.

Ребенок должен чувствовать, что он в безопасности, что рядом с ним надежный взрослый, к которому можно прийти с вопросом в любое время. Если ты приходишь на работу и делаешь только то, что тебе положено по инструкции, ничего не получится. Ребенок в считаные секунды чувствует фальшь, ненадежность, торопливость воспитателя. Как-то одна девочка мне сказала: «Одни приходят работать, а другие — проживать с нами жизнь». Достичь результатов можно только во втором случае.

О текучке и нехватке персонала

В некоторых детских домах воспитателей не хватает. Девушки, которые приходят туда работать, не задерживаются из-за тяжелой психологической нагрузки. Как следствие — большая текучесть кадров. Костяк у нас годами один и тот же. Однажды придя в детский дом, люди либо работают в нем годами или уходят сразу. Случайных попутчиков здесь нет.

Часто нам не хватает психологов. Вообще-то их количество зависит от количества детей. Одна ставка психолога — 20 детей. Но сейчас получается, что на одном психологе и дети-инвалиды, и дошкольники, и подростки (всего у нас больше 40 человек).

«Наши дети не прощают фальшь». Правила жизни воспитателей уральских детдомов
Фото: Скрин, кадры из к/ф "Республика ШКИД"

О сокращении отпусков и потере категорий

После того как детские дома перешли из ведения Министерства образования к Минсоцполитике, наши отпуска сократили в два раза. Раньше у воспитателей и психологов-педагогов был отпуск 56 дней. Это то время, за которое мы могли эмоционально восстановиться. Теперь мы отдыхаем только 28 дней. Но этого времени недостаточно. Как следствие — у многих воспитателей происходит выгорание, появляется нервозность… И это очень плохо, потому что от нашего состояния напрямую зависит состояние детей.

Еще один минус перехода в Минсоцполитики — потеря категорий. Высшая категория давала возможность получить надбавку к зарплате, пусть и небольшую. Соцзащита же в получении категорий не заинтересована. Те, кто знал о переходе, заранее подтвердил свои категории (это нужно делать каждые пять лет), а те, кто не успел, остались без надбавок… Обидно.

О жестком режиме

Жизнь в детдоме выверена надзорными органами до мелочей. У нас всё расписано: чем, когда и как ребенок должен заниматься, когда ему есть, спать, делать домашнее задание. Это ставит его в жесткие рамки и полностью лишает эмоционально-волевого развития. Неудивительно, что, выходя из детского дома, он не может собраться, не понимает, когда и что ему нужно делать, и все время ждет, что кто-то придет и укажет.

Распорядок в детских домах должен быть гибким (в некоторых наших детдомах такая система уже практикуется). Ребенок должен сам решать, в какой кружок он хочет пойти, когда делать домашнее задание и когда отдыхать. Гибкий график расширяет свободу поведения ребенка, учит его делать выбор самостоятельно. Это неправда, что дети не смогут самостоятельно принять решение, что им ничего не надо. Их интересует очень многое.

Никто никогда не спрашивает детей, когда они хотят есть. У них есть четкое расписание: завтрак — в 9, обед — в 13, ужин — в 19. А может, ребенок хочет есть не в 18 часов? Может быть, он после кружка не успевает прийти на ужин? Нужно, чтобы в каждом детском доме были холодильники, из которых дети смогут в любой момент взять что-то и съесть. Тогда, когда им этого захотелось, будь это 11 утра или 11 вечера. Рядом должна стоять плита, на которой он сможет подогреть еду. Тогда дети будут чувствовать себя комфортно, а от этого зависит их личное развитие.

На деле сейчас происходит так: по регламенту в наших холодильниках ничего быть не должно, они должны быть абсолютно стерильны. Иначе — штраф от СЭС. Если прошел обед и через два часа мы не убрали пищу в отходы, это тоже карается. Мы говорим об этом на разных собраниях, но федеральные документы настолько выверены, что легализовать эту систему пока не удается.

«Наши дети не прощают фальшь». Правила жизни воспитателей уральских детдомов
Фото: Скрин, кадры из к/ф "Республика ШКИД"

О наказаниях

Наказать ребенка в детском доме очень сложно. Никакой легальной системы наказаний нет, а выработать ее не позволит прокуратура. Мы, конечно, можем сделать строгий выговор, передать дело на комиссию по делам несовершеннолетних, но это все не действует.

Иногда дети могут сделать какую-то работу в виде наказания. Допустим, если ребенок нарушил порядок, был в чем-то виноват и сам это понимает, он может вымыть лестницу или пол на своем этаже. На мой взгляд, от трудотерапии наши дети никогда не страдали.

У нас в области есть детдома, которые работают по системе поощрения. Наградой может стать поездка на море или поход в театр. Но эту награду ребенок получает, только если он действительно пытается доказать, что он лучший.

Фото: кадры из к/ф "Республика ШКИД"