Согласно соцопросам, за снос памятников Владимиру Ленину выступают не более 15% жителей России, положительно оценивают его роль в истории более половины соотечественников. При этом количество симпатизирующих вождю мирового пролетариата увеличивается с каждым годом — несмотря на то, что вспоминают о нем разве что накануне дня рождения, 22 апреля, и только в связи с давней дискуссией о перезахоронении. О том, почему фигура Владимира Ленина вновь обрела для россиян символический смысл, мы спросили у профессора, доктора философских наук Александра Перцева.
— Меня не удивляют результаты опроса, согласно которым большинство опрошенных против сноса памятников. Памятники нужны, чтобы помнить. А помнить надо не только хорошее, но и плохое. Потому что как только плохое забывают, оно тут же возвращается. Есть такая поговорка: «Новое — это хорошо забытое старое». Стоит что-то хорошо забыть, как оно тут же станет новым. Молодежь любит все новое. Она тут же и вернет забытое. Хотите вернуть Николая II — снесите ему памятник. Будет вам еще одна площадь Пятого года. Хотите вернуть Ленина — снесите памятник ему. Потому народ наш стал мудрее. У нас стоит и памятник Ленину, и памятник Николаю II. И вокруг каждого собираются люди, которые могут там выражать свои мысли. Выговорились — и пошли дальше жить.
Я еще помню те времена, когда памятники Ленину и Сталину из гипса стояли перед каждым учреждением. Этим мы сами себя и победили в идеологической борьбе (американцы зря думают, что это сделали они — не такие уж они мыслители и пропагандисты). Любое однообразие надоедает и вызывает застой, а потом и отвращение. Потому что источник развития — единство и борьба противоположностей. Это сказал не Маркс и не Ленин, а Гераклит, который родился за 540 лет до Христа. Люди любят выбор — при любом строе. Если им что-то навязывать — они выступят против чисто из принципа. А если дать возможность выбора — поступят «центристски». Большинство никогда не склонно к крайностям, если его не выводить из себя специально.
Вспомните, как болезненно старшее поколение перенесло переименование «Рубина» на углу Малышева и 8 Марта в «Бруснику». Одинаково бессмысленные названия, казалось бы. Но старики хотят, чтобы в городе оставалось что-то вечное (хотя бы немного). Тогда и их тоже будут помнить. Если переименовать улицу Ленина, будут люди, которые станут протестовать — не потому что они его политические сторонники, а потому что они в детстве гуляли по этой улице, первое свидание на ней назначали. Им хочется внуков привести на это место — и не хочется говорить, что теперь это улица Толерантности, например, или улица Инноваций.
Когда назначалось свидание на улице Ленина, мало обращалось внимание на его политические взгляды. У меня, к примеру, самые теплые воспоминания об улице Крауля. И я не хочу, чтобы ее переименовывали. Когда я вспоминаю свою молодость, мне как-то не особенно важно, что она названа по фамилии рабочего спичечной фабрики Логинова, героического красногвардейца Крауля. Но когда ее замыслят переименовать, придется отвечать на вопросы: «А ты за Логинова или за Крауля? Или за Третий Интернационал?» Пусть у нас все помнится и все стоит — чтобы помнить. Ни на чем патологически не концентрируясь.
Для многих сегодня Ленин символизирует некую справедливость. Нет, они не хотят «грабить награбленное», хотя ленинское выражение «экспроприаторов экспроприируют» означает именно это. Они уважают труд и уважают заработанное — в том числе предпринимательским трудом. Но именно из уважения к труду люди ненавидят тех, кто наживается, не трудясь: взятки берет, присваивает себе то, что не заработал. Предприниматель может разбогатеть за счет своего труда и ума. Но чиновник, который работает ничуть не во сто раз больше, чем простой бюджетник, не должен «зарабатывать» во сто раз больше него! Пока здесь работает просто здравый смысл. А не будет он работать — начнется желание «экспроприации экспроприаторов».
ЮНЕСКО в прошлом веке назвало трех лучших ораторов столетия: это были Ленин, Кастро и Шарль де Голль. Возьмите «Апрельские тезисы» Ленина, заберитесь на броневик (их сейчас много стоит в качестве памятников) и прочитайте вслух, чтобы вас слушали (без микрофона!) тысячи три человек. Ленин такое проделал у Финляндского вокзала, но у его памятника сегодня такого не увидишь.
Ленин был интеллектуалом. От него осталось 55 томов (там, правда, и телеграммы продиктованные, и записки). Но писать ныне как-то перестали. И что осталось от Ленина? Только какой-то смутный образ справедливости. Символ современной коммунистической партии, да и то в этом качестве сегодня его затеняет Сталин — как создатель великого государства. Ленин — это символ революции, Сталин — символ державы. Революция ныне народу не нужна — а держава вызывает ностальгию. Так что тут не о памяти речь, а о символах, которые память заменяют.
Одно время у молодежи был очень популярен портрет Эрнесто Че Гевары: и на значках он был, и на майках, и на пакетах. Просто как красивый символ революции. Симпатичный, яркий человек. Никто не помнил уже, что этот человек был министром на социалистической Кубе, а потом пошел в партизаны — поднимать революцию по всему миру — и в Африке, и в Латинской Америке. У него был лозунг: «Пусть будет один, два, три — много Вьетнамов». И погиб. И руки отрубили у его трупа — чтобы отпечатки пальцев снять потом.
Соответствует этот образ сегодняшнему интернетному? Здесь Че — просто символ молодежного бунта. Словесного, конечно. Ленин тоже становится все больше и больше таким символом. Реальный Ленин на него не похож. Никто не знает, что в Шушенское (это около Абакана) ему в ссылку доставляли книги из Англии, а оплачивалось это на те средства, которые ему выделило царское правительство — как ссыльному потомственному дворянину.
Поэтому получается ныне так (обойдемся без теории заговоров — само собой получается). Есть Ленин-центр, есть Сталин-центр, есть Ельцин-центр. Американцы специально придумали такие политические заповедники — там сохраняется, как в музее, дух «того» времени, хотя нынешнее время уже думает по-иному. И свободно туда собираются люди — выбирая, куда кому любо. В Ельцин-центре собираются люди, которым было интересно и хорошо в девяностые годы. Они в это время влюблялись, играли рок-н-ролл или танцевали его, творчеством занимались (а не креативом). Это было лучшее время в их жизни (и вовсе не потому что его устроил один Ельцин). А Бажову было бы лучше всего в доме-музее Бажова. Но молодежи там точно не понравится.
И если вам неприятны символы времени, которые собраны в Ельцин-центре, то просто не нужно туда ходить. Постройте рядом другой центр. Сделайте там все так, как было, например, в 2000-е или в 2010-е, и собирайтесь там. Там будут «Сколково», экзамены ЕГЭ, стандарты третьего поколения, эффективные менеджеры, бизнес-инкубаторы, борьба с коррупцией — все, что вы любите.
Каждый человек — это живой памятник своей эпохе. Не надо всех переименовывать, стандартизировать или ронять на землю. И за всеми наблюдать не надо при помощи видеокамер и гаджетов. Наблюдайте за своим — за тем, что вам нравится, и сосредоточьтесь на нем. Во избежание расходящегося косоглазия.
архив 66.ru