Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Будьте личностью». Историк и звезда «Эха Москвы» — о том, как вести уроки политинформации в школах

20 апреля 2017, 15:30
Колонка
«Будьте личностью». Историк и звезда «Эха Москвы» — о том, как вести уроки политинформации в школах
Фото: архив 66.ru
Сегодня учителям вновь приходится говорить о политической ситуации в стране, при этом спорить с молодыми людьми, для которых главный источник информации — интернет, а не новости федеральных каналов, намного труднее. В отличие от своих родителей, сегодняшние школьники и студенты не готовы принимать на веру то, что говорят им взрослые, если те не доказывают свою правоту с помощью фактов и убедительных аргументов. Как правильно разговаривать с детьми о политике, мы спросили у известного историка, соведущей Алексея Венедиктова в программе «Все так» на радиостанции «Эхо Москвы» Наталии Басовской.

После митингов Фонда борьбы с коррупцией, едва ли не самыми заметными участниками которых стали школьники и студенты, в учебных заведениях многих российских регионов прошли уроки политинформации. Примеры того, как ведутся такие занятия, можно найти в Сети. Молодые люди охотно снимают на телефоны выступления своих педагогов и делятся ими в социальных сетях.

На одном из таких видео, сделанном в самарской школе, учитель перед всем классом осуждает школьника за участие в митинге ФБК против коррупции. «Если ты не хочешь смотреть — закрой свой рот и отвернись! Но не мешай другим, понял меня? Я не слышу ответа! Я не слышу ответа! Так, к директору марш отсюда. Марш отсюда к директору. Встал быстро! Ты любишь агрессию? Встал быстро! Быстро встал!» — говорит учитель школьнику — участнику митинга, который переговаривался с одноклассником во время просмотра учебного фильма о том, что такое экстремизм.

Два дня назад в Сеть попало видео, на котором студентам Владимирского госуниверситета сначала показали фильм о том, что Алексей Навальный — преступник, а потом провели беседу об экстремизме. Тех, кто оспаривал высказанное в фильме мнение об оппозиционере, называли провокаторами. Закончился урок политинформации тем, что руководитель областной правовой школы по профилактике экстремизма Алла Быба сравнила Навального с Гитлером.

«Со студентами на видео Алла Быба разговаривала примерно так же, как медсестра Рэтчет — с пациентами психиатрической клиники в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». Запугивая, она говорила, что никого не запугивает, перебивая — что никого не перебивает, оскорбляя — что никого не оскорбляет. И все это произносилось в микрофон холодным, с легкой ноткой сострадания, тоном», — пишет издание «ПроВладимир».

Мы спросили профессора РГГУ, доктора исторических наук, преподавателя Наталию Басовскую, как разговаривать с молодыми людьми об актуальных политических событиях и могут ли они открыто выражать свою точку зрения во время занятий.

— Современные молодые люди не сильно интересуются политикой, это не самая жгучая для них тема. В этом я убедилась, наблюдая за своими студентами. При этом информация, конечно, к ним попадает, и часто бывает, что не из самых надежных источников. Что в этой ситуации делать учителю? Прежде всего он должен быть личностью. Он должен вызывать уважение со стороны своих студентов. Конечно, у него должна быть своя точка зрения, которую он может высказывать. Но становиться транслятором готового знания ему не следует. Точка зрения на политические события может быть разной, и это тоже нужно детям объяснять. Мировая история доказала, что одной-единственной точки зрения на сложные вопросы не существует. Учитель должен привести разные взгляды, разные аргументы и сказать: «А теперь думайте сами, размышляйте, выбирайте».

«Будьте личностью». Историк и звезда «Эха Москвы» — о том, как вести уроки политинформации в школах
Благодаря техническому прогрессу школьники разучились читать, общаться по-человечески, важно, чтобы они не разучились думать. Учитель обязан сберечь в них это умение.

История со школьниками, которые вышли протестовать против коррупции, на мой взгляд, странная и провокационная. Это же глупость какая-то: школьники — и коррупция. Они о ней ничего не знают. Их просто кто-то подговорил, какие-то активисты. Они сказали им: «Выходите — и тогда вы будете супер!» Молодых людей легко сбить с толку. В силу возраста они пока не могут демонстрировать взвешенное поведение. Но бежать от этих вопросов, в том числе в школе, не нужно. Говорить об этом лучше спокойно, опираться на собственную эрудицию. История показала нам много примеров решений разных ситуаций — как удачных, так и неудачных, и сегодня мы можем опираться на весь накопленный опыт человечества.

То, что сегодня некоторым учителям не хватает компетенции вести дискуссию, — следствие общего снижения интеллектуального уровня в нашем обществе. Даже те, кто сегодня называет себя элитой, преподаватели и ученые, в силу разных обстоятельств, связанных с оплатой труда, с поиском работы, вынуждены меньше уделять внимания научным штудиям.

«Будьте личностью». Историк и звезда «Эха Москвы» — о том, как вести уроки политинформации в школах
Интеллектуальный уровень преподавателей снижается в силу их суперзанятости. Эта ситуация характерна не только для России, но и для всего мира. Это тревожная тенденция, но, к сожалению, остановить ее трудно.

Человечество многочисленно, часто отдельные его представители ведут себя неграмотно по отношению к миру. Посмотрите, какие страшные, пылкие угрозы исходят от нового американского президента, занявшего в наших новостях слишком большое место. Это, конечно, тревожит всех. Кроме того, снижается качество информации. Некоторые журналисты не умеют грамотно говорить, тем более — грамотно писать. Тексты, которые сегодня можно найти в интернете, в основном безграмотны. Это грустная тенденция нашей эпохи.

Указания сверху, которые поступают к учителям, — это остатки нашего советского прошлого. Слепо следовать инструкциям не нужно. Относитесь к этому с терпеливостью, старайтесь оставаться в диалоге с начальством. По возможности. В российском обществе слишком малы традиции коллегиальности. Я бы посоветовала обратиться к великой русской литературе, потому что в ней сегодня сосредоточена вся сила аналитики. В ней есть раздумья о смысле жизни, бытия, в ней решаются великие философские вопросы. Ее по-прежнему надо читать и стараться убеждать в этом молодежь.

23 апреля Наталия Басовская выступит в Екатеринбурге с лекцией «Жанна д’Арк. Два года перед бессмертием». Зарегистрироваться на лекцию можно здесь.

Фонд борьбы с коррупцией признана в РФ организацией, выполняющей функции иностранного агента

Фонд борьбы с коррупцией признана в РФ экстремистской организацией

Фото: архив 66.ru. Видео: Медуза; Неравнодушмен Россиянович; Настоящее Время