На улицы и в общественный транспорт Екатеринбурга по весне вернулись улыбчивые девушки и молодые люди в накидках «благотворительных фондов» с прозрачными контейнерами для сбора денег якобы для больных детишек. Журналисты 66.RU неоднократно рассказывали о них и призывали вас, дорогие читатели, просто не давать им денег: очень много вопросов к добросовестности работы таких «фондов».
Однако, как рассказывает наш друг и фотограф Антон Буценко, сборщики налички продолжают работать и, похоже, вполне успешно. Они все так же ходят по трамваям и автобусам, на перекрестках пристают к водителям в машинах, ожидающим, когда загорится зеленый свет светофора. И даже предоставляют документы, которые якобы подтверждают, что действуют они законно.
Нам в редакцию постоянно звонят и пишут читатели и просят рассказать, что происходит и куда идут деньги. К сожалению, создатели подобных «фондов» за время наших с ними боев прокачали свои навыки судебной защиты. Потому мы (пока) будем отвечать на ваши вопросы в общем, без указаний конкретных юрлиц. Мы приведем пять фактов, которые доказывают, что такие «благотворители» зачастую обманывают тех, кто действительно хочет сделать доброе дело. Надеемся, вы всё поймете.
Активисты, которые стояли на улицах с коробками с надписью «Живи, малыш» — благотворительного фонда Егора Бычкова из Нижнего Тагила — и действовали от имени другого фонда, попросту взяли фотографию ребенка, которому в действительности помогает фонд Бычкова, из интернета. После того как Егор заявил, что его организация не давала на это никакого разрешения, «благотворители» в разговоре с нашим главным редактором признались, что не знают детей, для которых якобы собирают деньги.
«Действительно, в данном случае это была ошибка наших сотрудников, которые понадергали в интернете фотографии детей и разместили их, не согласовав этот момент с нами. Таким образом на фото оказался один ребенок, помощь которому оказывает фонд Егора Бычкова», — признался юрист фонда.
Однажды журналист 66.RU Ольга Татарникова внедрилась в такой «благотворительный» фонд и выяснила, что все «волонтеры», собирающие деньги на улицах, работают за прибыль и получают 20% от всех пожертвований, что им дают. В среднем за два часа их выручка — 1500 руб.
Старший руководитель фонда тогда объяснил Ольге, что из всего, что подают люди, больным детям, которые действительно нуждаются в помощи, доходит лишь 30%. «Пятая часть идет промоутеру (тому самому волонтеру, — прим. ред.), 15% — супервайзеру, еще какая-то доля идет организаторам фонда. А еще налоги почти 20%», — говорил он.
«Никаких денег в коробки на улицах! Ни один известный мне реально работающий фонд так не делает. Хотите помочь — помогайте через проверенные фонды», — призывает Егор Бычков.
Если вы действительно хотите помочь нуждающимся, сделайте этот либо через проверенные фонды, либо через медицинские учреждения, либо свяжитесь с людьми напрямую.
«Еще на прошлый прием пришли два типа. Фонд организовали по сбору денег, называется «Чистые сердца». И так мне они не понравились, — писал глава Екатеринбурга Евгений Ройзман на своей странице в Facebook. — Потому что это мой контингент, я с ними много лет работал и таких, как они, определяю даже по радио. Мечтают в Екатеринбурге заниматься сбором денег, причем организованы достаточно хорошо, а хитрости у них незатейливые. И явно успеют что-нибудь насобирать, пока их не поймают за руку. Очень мутные. Сегодня они пришли снова. Мы не стали с ними разговаривать».
Если уж таким «благотворителям» не помогает мэр, который готов помочь буквально каждому, стоит этот факт принять во внимание.
Как пояснила 66.RU основатель фонда «Чистые сердца» Светлана Попова, к главе города приходили мошенники, не имевшие права использовать название ее организации: «Я написала на них заявление. Спасибо полиции, сейчас этих людей закрыли».
Силовики ничего не могут сделать с такими «благотворителями». А вы — можете. Просто не подавая им.
В полиции считают, что сбор денег назвать мошенничеством нельзя, так как люди отдают деньги добровольно. Получается, если у человека есть документы, что он работает от имени фонда (неважно, честного или нет), и фонд зарегистрирован — все законно. Если у человека нет документов и он собирает деньги «сам по себе» — тоже все законно. В таком случае он занимается попрошайничеством, а ни в Административном, ни в Уголовном кодексе нет такой статьи (наказать могут только за привлечение к попрошайничеству несовершеннолетнего). Круг замкнут, но до тех пор, пока вы этим сборщикам верите.
И напоследок: если вам хочется причинять добро, то делайте это правильно. Мы знаем как минимум несколько способов. Вы можете съездить в детский дом и провести время с детишками, привезти им полезные подарки и подарить свое внимание. Можете сходить в ОДКБ №1, где лежат больные детишки. Есть возможность работать с органами социальной защиты, сотрудники которых смогут договориться с семьей, нуждающейся в помощи, и устроить их встречу с благотворителями — то есть с вами.
Помогайте системно: например, благотворительный фонд помощи социально незащищенным гражданам «Нужна помощь» не собирает деньги для конкретного человека, но развивает инфраструктурные благотворительные, общественные и социально значимые инициативы, направленные на поддержку всех слоев населения во всех регионах страны — строит больницы, оказывает психологическую помощь.
Перечисляйте деньги в фонды, которые работают честно: «Русфонд», «Подари жизнь», «Мы вместе», «Вера», «Про добро», «Верба», «Живи, малыш», «Открытый город». Кроме того, сделать добро можно, просто сдав ненужную одежду, мебель или книги. Одежду раздают нуждающимся: бомжам, бедным семьям, детям. В пунктах приема можно оставить все что угодно. Подробный список мест — тут.
Фото: архив 66.ru; Антон Буценко