«Четыре тысячи человек останутся с 1 июля без работы», — так на митинге против новой транспортной схемы в Екатеринбурге заявлял мужчина, представившийся водителем автобуса. По его схеме, это произойдет сразу после того, как с линий исчезнет тысяча автобусов. Мы разобрались, действительно ли грозит Екатеринбургу бунт голодных водителей и кондукторов, сколько человек останутся без работы и все ли так страшно?
Оговоримся сразу, наши цифры приблизительные. Высчитать с точностью до человека пока просто невозможно, поскольку новая транспортная схема все еще не заработала, а администрация Екатеринбурга еще не разыграла маршруты между перевозчиками.
Итак, у нас получилось, что с внедрением новой транспортной схемы без работы могут остаться 325 человек. Как мы получили эту цифру.
После сокращения маршрутной сети количество подвижного состава также уменьшится. Произойдет это за счет автобусов и маршруток — вместо 1300 останется 510. Трамваи и троллейбусы в администрации пообещали не трогать.
Сегодня МОАП может выпустить на линию одномоментно 355 автобусов. Остальные 945 — это частники. Никто не говорит, что срежут только частных перевозчиков, но скорее всего, в силу технических возможностей маршруты, где требуются автобусы большой вместимости и низкопольные автобусы, достанутся именно МОАП. А требуется сегодня 237 автобусов большой вместимости. Значит, 118 машин останутся не у дел: а это 472 человека (118 умножаем на двух человек — водитель и кондуктор — и две смены).
Но у нас еще остаются 273 автобуса средней вместимости. Они выйдут на маршруты, которые, скорее всего, достанутся частным перевозчикам. Сейчас на частных маршрутах 945 автобусов, которые работают: а) не весь день, б) в одну смену, в) зачастую без кондукторов. Значит, по новой системе, в 273 частных автобусах будут работать 1092 человека ежедневно (два водителя и два кондуктора на две смены). Даже если бы частники выпускали все автобусы на маршруты, а не выжидали наиболее выгодные часы, то все равно получается, что сейчас потребуется больше работников.
* При условии, что на маршрут выходила половина автобусов или в маршрутках не было кондукторов
Еще несколько аргументов в пользу наших тезисов.
Все водители МОАП работают в две смены. Глава МОАП Владимир Кайсаров неоднократно об этом высказывался в интервью.
— Если мы говорим о Муниципальном объединении автобусных предприятий, то мы всегда работаем правильно! Мы работаем как положено: в две смены, начинаем в пять часов утра и заканчиваем в час ночи. Коммерческие перевозчики будут работать в новой сети на тех же условиях, на каких работаем мы. Это утвержденные графики, утвержденное расписание и работа в две смены, а не так, как сегодня: многие работают в одну смену — в «хлебное время» деньги сняли и ушли, а мы продолжаем работать до часу ночи.
Чуть более подробно схему Порталу 66.ru расписал екатеринбургский блогер EkbBus — водитель автобуса Владимир Храпов.
— Частники ездят с утра до вечера. По ситуации сейчас я особо не в курсе, но в начале века работали так: как встал — и пока не упал. У нас два варианта. Или смена 8 часов и один обед, или 12 (полуторка) и два обеда. Отдых между сменами не менее 12 часов. Следит система. Иначе просто путевку не выдаст компьютер. 4 часа работы и обязательный обед минимум полчаса.
Частники выводят на маршруты лишь часть своих автобусов. Зачастую — меньшую часть. То есть с новой схемой им потребуется значительно больше персонала.
— Недавно было несколько гневных обращений с многочисленными подписями, что люди в морозы стоят по 30–40 минут, транспорт идет набитый битком. Когда мы начали разбираться с Евгением Липовичем, то оказалось, что по условиям конкурса на линии должно было быть 11 автобусов, а выпускали только два. Просто они зарабатывали деньги, когда другие автобусы отстаивались.
Теперь администрации придется заставить частных перевозчиков работать по правилам, а водителей — по правилам выходить на маршрут.
— Наша задача — заставить перевозчиков работать в строгом соответствии с графиком. Именно поэтому необходимы деньги, которые платятся перевозчику за выполнение транспортной работы. Чтобы он не на свое усмотрение выбирал, когда ехать, а знал, что его четко контролируют и он должен закончить работу не в 20:00, а в 23:30, как и положено по расписанию. Если он не выполнит работу, то не получит денег из бюджета Екатеринбурга. Сегодня он не получает денег и работает как заблагорассудится. И так делают все.
Даже единовременно попавшие под сокращение 325 человек в масштабе области — цифра небольшая. За прошлый год, только по данным департамента по труду и занятости региона, без работы остались 8000 человек. На сегодняшний день в Свердловской области зарегистрировано 31,5 тыс. безработных. Работодатели заявили о потребности в 27,23 тыс. сотрудников.
Фото: архив 66.ru