Эксперимент, который провела редакция Портала 66.ru, наглядно показал, что после транспортной реформы хуже в городе не станет — просто некуда. А вот надежда на улучшение, наоборот, появится.
Чтобы прикоснуться к новой транспортной реальности, мы взяли в аренду небольшой автобус и попросили водителя проехать вместе с нами по трем новым маршрутам. Строго в правом ряду, останавливаясь на каждой остановке и пережидая нужное количество времени там, где новая схема предполагает пересадку.
Вот такой автобусик мы арендовали для эксперимента.
Часть согласившейся на эксперимент команды 66.ru должна была проехать между теми же точками А и Б, используя существующую сеть общественного транспорта. Чтобы исключить вкусовщину и подтасовывание фактов, мы доверили составлять эти маршруты системе «Яндекс.Транспорт».
Итак, у нас было три маршрута, несколько добровольцев и -33 градуса за бортом. Каждый маршрут проезжали два раза: один раз — по существующей маршрутной сети. Второй раз — моделируя маршрут по новой схеме. Сами маршруты мы выбрали случайным образом, попытавшись смоделировать три типичные задачи среднестатистического горожанина:
Сейчас проехать по этому маршруту невозможно без пересадки. «Яндекс.Транспорт» предлагает сделать ее у «Рубина» — выйти на остановке из 64-го автобуса и, никуда не переходя, дождаться автобуса (056) или троллейбуса (3 или 17). Не имея даже отдаленного представления, когда кто-нибудь из них приедет.
Беда еще в том, что в Мичуринском нам пришлось 25 минут ждать этого 64-го автобуса, чтобы начать эксперимент. «А вы что хотели? — комментирует происходящее наш персональный водитель. — С шести до восьми все автобусы с короткими интервалами выходят с конечных в разных концах маршрута. А сейчас они все в городе, в пробках».
С 1 июля доехать от Мичуринского до ТЮЗа тоже можно будет только с пересадкой. Причем еще и с переходом через перекресток в районе Центральной гостиницы. Правда, ехать придется не на пазике или «Богдане», а на большом автобусе, который будет ходить каждые 5–7 минут. Но арендовать «Икарус» лишь для того, чтобы провезти в нем включенный на смартфоне трекер, мы посчитали лишним и взяли автобус системы «Богдан».
Итого
Старая схема: | Новая схема: |
---|---|
|
|
Затем мы представили, что живем где-то за УГТУ-УПИ и решили проехать в гости к нашим воображаемым друзьям-новоселам. Нам снова предстоят пересадки: от «Академической» едут троллейбусы, а где-нибудь на улице Малышева надо сесть в 18-й автобус («Яндекс.Транспорт» предложил сделать это на остановке «Гагарина»).
Автобус №18 сейчас ходит довольно часто, так что в этот раз мерзнуть не пришлось. Более того — арендованный нами «Богдан» стоял на аварийке у той же остановки, выжидая заявленный в новой транспортной схеме интервал движения 4 минуты (новая схема также предполагает пересадку в этом месте). Так что Артем, который ехал по существующей маршрутной схеме, усвистал далеко вперед. Правда, при этом он чуть не околел в ледяном плену гармошечного «Икаруса» без всякого намека на отопительную систему.
В новой маршрутной сети автобус №40 проезжает всю Малышева насквозь и выходит на Серафимы Дерябиной. Но по ней он не идет напрямую в Академический, а делает петлю через Больничный городок (так же, как и в существующей маршрутной сети). По протяженности получается на два километра короче, но все остальные факторы съедают эту разницу. На этом маршруте наши автобусы одновременно пришли к финишу.
Итого
Старая схема: | Новая схема: |
---|---|
|
|
Сейчас район «МЕГИ» и Ботаника не связаны прямым маршрутом. Ну так и не стоит надеяться, конечно, что эта связь появится после транспортной реформы. Более того — по новой маршрутной схеме, чтобы добраться от улицы Металлургов до самого сердца этого спального района, не делая больших пеших переходов, потребуется сделать не одну, а целых две пересадки. На каждой из них, согласно опубликованному графику движения транспорта, нужно будет подождать до пяти минут.
«Яндекс.Транспорт» предложил сесть на большой автобус №25 или 27 (подойдут также маршрутки 034 и 06) у выхода из торгового центра, доехать до остановки «Заводская», на ней же дождаться маленького автобуса №38 и напрямую доехать до Ботаники. Многие знают, как летают «Мерседесы» 27-го маршрута, так что можете представить, что на «Заводской» Артем был через считанные минуты. Еще 2,5 минуты ушло на ожидание 38-го. А потом — долгая-долгая экскурсия по юго-западной части города и району Автовокзала. Ну во всяком случае она показалась долгой — возможно, из-за утренних пробок.
Новая транспортная схема, на первый взгляд, выдает более прямой маршрут, но на станции метро «Чкаловская», а потом и в квартале от нее, на улице Белинского, приходилось стоять положенные пять минут, чтобы смоделировать ожидание транспорта.
Лехе, который ехал на арендованном автобусе, не повезло: на улице Академика Бардина он попал в пробку — две угодившие в ДТП легковушки заблокировали два ряда движения. В итоге он приехал на 11 минут позже.
Это был единственный маршрут, на котором автобус крепко встрял из-за ДТП, и единственный, который привез пассажира позже. Совпадение? Не думаю.
Отметим особо, что из-за этой аварии Леха имел все шансы не успеть сделать последнюю пересадку в отведенный «Е-картой» час, так что поездка вышла бы дороже. Но давайте оставим эти допущения за скобками, сделав вид, что он уложился в срок.
Итого
Старая схема: | Новая схема: |
---|---|
|
|
Что мы имеем в сухом остатке?
1. Скорость движения. Новая маршрутная сеть не предполагает, что мы с вами будем добираться от точки А до точки Б быстрее, чем сейчас.
2. Стоимость проезда. Если мэрия установит повременной тариф на 60 минут, в большинстве своем пассажиры будут укладываться в это время, чтобы сделать одну пересадку. Таким образом стоимость поездки с одной пересадкой снизится вдвое — до тех пор, пока МУПы не докажут Региональной энергетической комиссии, что тариф 28 руб. необходимо повысить. А они это периодически доказывают вне зависимости от того, в какой системе координат существует общественный транспорт Екатеринбурга.
3. Комфорт. Новая маршрутная сеть никак не снижает уровень комфорта. Но этот уровень очень сильно снижает то, что существующая инфраструктура общественного транспорта сейчас никак не привязана к новым реалиям. Больше пересадок и длинные переходы между остановками будут только снижать привлекательность городского транспорта до тех пор, пока их не перенесут поближе друг к другу, не расширят и не снабдят понятной инфографикой.
4. Автобусный парк. Монополизировав пассажирские перевозки хотя бы в центре города, мэрия получит экономический эффект в виде увеличения числа пассажиров именно в муниципальном транспорте. Деньги, которые перестанут уходить частникам, можно будет пустить в том числе на модернизацию парков. Теперь весь вопрос лишь в том, насколько грамотно эти деньги посчитают на старте проекта.
Над материалом работали: Алексей Земляков, Сергей Логинов, Артем Очеретин, Дмитрий Шлыков |
Фото и видео: Сергей Логинов для 66.ru