Последний день января в Екатеринбурге станет днем новой транспортной схемы. Эта тема будет держаться сегодня в повестке весь день. Начнется все с расширенного заседания областной и городской общественных палат, которое пройдет в администрации Екатеринбурга. На заседании будут все: мэр Евгений Ройзман, глава администрации Александр Якоб, замглавы горадминистрации по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин и другие. Докладчиком значится председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Игорь Федотов.
Следом за заседанием общественных палат пройдет митинг против реформы транспортной системы. Недовольные грядущими изменениями соберутся на площади Обороны в 13:00 и снимут клип — кавер на песню группы «Ленинград». Организовало протестную акцию региональное отделение партии «Справедливая Россия».
Портал 66.ru ведет онлайн-репортаж с обоих мероприятий. Следите вместе с нами за тем, что происходит вокруг транспортной реформы.
Евгений Ройзман признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
В администрации Екатеринбурга стартовало заседание областной и городской общественных палат. В зале аншлаг
На заседании присутствуют мэр Евгений Ройзман, сити-менеджер Александр Якоб, замглавы горадминистрации по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин. Первым докладчиком выступает председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Игорь Федотов.
Второй докладчик – Андрей Толмачев, один из авторов новой транспортной схемы. Он на конкретных примерах расскажет о плюсах новой сети.
Федотов рассказывает, что единственным достоинством существующей маршрутной сети является возможность добраться без пересадок в любую точку города. Однако минусов больше – это дублирование и избыточность маршрутов. Из-за этого на некоторых маршрутах пассажиропотока просто не хватает, чтобы заполнить подвижной состав.
Новая схема позволит более эффективно использовать автобусы большой вместимости. При этом число средних и малых автобусов сократится на 800 единиц.
В итоге, обещает Федотов, новая схема позволит экономить около двух миллиардов рублей в год.
Слово берет Андрей Толмачев. Он объясняет: первый принцип новой транспортной схемы: соединить каждый район с точкой притяжения. Второй принцип - соединить район напрямую с одной точкой притяжения, а с двумя другими - через пересадку.
Эксперт «Город.PRO» уверяет, что даже с пересадкой пассажиры будут тратить меньше времени на поездки, при этом частота движения транспорта будет увеличиваться.
В пример он приводит трамвайную систему Амстердама и Московский метрополитен. «Когда бы вы ни пришли на остановку, вы будете уверены, что транспорт придет вовремя».
Так маршрутная сеть выглядит сейчас
А так она будет выглядеть 1 июля
По словам Толмачева, средние и малые автобусы сейчас ездят по центральным маршрутам, «отбирая» пассажиров у вместительных автобусов. «Вместительный подвижной состав должен работать там, где пассажиропоток больше. Средний подвижной состав должен обслуживать отдаленные территории и выполнять функцию подвозящего транспорта».
Немного цифр от горадминистрации
Сильнее всего транспортная доступность должна улучшиться на ЖБИ, ВИЗе и Уралмаше.
«Убыточность общественного транспорта во многих городах приводила к его исчезновению», - пугает Толмачев и предлагает сделать ОТ эффективнее.
В процессе работы над новой транспортной схемой авторы корректировали ее. Толмачев рассказывает, что они собирали обратную связь и редактировали маршрутную сеть с учетом замечаний и пожеланий горожан. Например, они добавили автобусы до ЖБИ, которые ходят по Высоцкого и Новгородцевой. В первом варианте схемы автобусы ходили только до главного корпуса УрФУ.
Также появился прямой маршрут из Кольцово до метро Ботаническая.
Андрей Толмачев обещает и дальше принимать и учитывать замечания екатеринбуржцев
Принцип новой транспортной схемы в одной картинке
Слово берет Сергей Тушин. Говорит, вопрос внедрения новой маршрутной сети очень сложный, так что предстоит большая информационная кампания.
План работы таков: в феврале – марте мэрия будет собирать мнение жителей о новой транспортной схеме, а после – разъяснять горожанам ее плюсы.
Простое и понятное приложение, которое поможет екатеринбуржцам проще ориентироваться в маршрутной сети, создадут для платформ Android и iOS.
Также мэрия создала соответствующие странички в соцсетях. Узнать о грядущих изменениях можно в Facebook, «ВКонтакте» и даже «Одноклассниках».
«Мы отдаем себе отчет в том, что не у всех есть доступ в интернет, так что планируем создать еще и полиграфическую продукцию. Также разместим информацию о транспортной схеме в подвижном составе и на остановках ОТ».
Тушин обещает, что за месяц до дня икс на улицы выведут 250 волонтеров, которые «помогут снять дискомфорт у населения».
Мэрия откроет целый информационный центр, куда каждый житель Екатеринбурга сможет прийти и задать все интересующие его вопросы. Также планируется задействовать рекламные возможности: бегущая строка, аудио- и видеообъявления. Кроме того, мэрия создаст кол-центр и проведет три горячих линии.
На этом доклады закончились. Переходим к ответам на вопросы.
В основном вопросы адресуют Андрею Толмачеву.
Вопросы задают по несколько минут, превращая их в высказывание претензий. Модераторам приходится поторапливать выступающих.
Прозвучал вопрос о том, способны ли существующие остановки общественного транспорта обеспечить комфортную пересадку. По словам Федотова, сейчас порядка 30% пассажиров и так ездят с пересадками, так что для значительной части горожан в этом плане ничего не изменится. Тем не менее, мэрия планирует перенести остановки ближе к перекресткам, чтобы осуществлять пересадки было удобнее.
Следующий вопрос: «Как изменятся затраты горожан после внедрения новой маршрутной сети?». По словам экспертов, сейчас люди платят за пересадки, а с первого июля будет введен повременной тариф, и система оплаты изменится. Поэтому в некоторых случаях пассажиры станут платить даже меньше, чем сейчас, но в основном траты екатеринбуржцев на проезд в ОТ не изменятся.
Отвечая на вопрос, куда город пустит сэкономленные средства (а это, как мы выяснили ранее, 2 млрд рублей в год), Федотов напомнил, что уровень зарплат в «Трамвайно-троллейбусном управлении» - 23 тыс. рублей. Так что, по словам главы комитета по транспорту, деньги пойдут на повышение зарплат сотрудникам МУПов и ремонт подвижного состава. Также увеличатся затраты на эксплуатацию.
Евгений Ройзман заявил, что ему также поступают предложения о корректировке новой маршрутной сети, так что он собрал их воедино и сразу после вопросов докладчикам передал Андрею Толмачеву.
Слово взяли представители общественной палаты. Они заявили, что Екатеринбургу нужны не более двух-трех частных перевозчиков с нормальной технической базой, а также похвалили мэрию за усиление контроля перевозок.
Звучит мнение, что маршрутная сеть не доработана, так что 1 июля в Екатеринбурге может случиться транспортный коллапс. «Транспортная система устаканивается десятилетиями. Мы же решили, что произведем революцию за день. Это может привести к транспортному коллапсу! Где математическое моделирование? На чем основываются расчеты разработчиков? Схема не доработана, ею еще нужно серьезно заниматься. А если мы введем ее сразу, будут очень печальные последствия».
Пошла серьезная критика. Представители общественных палат прошлись и по чиновникам горадминистрации, которые ездят на автомобилях и почему-то решили реформировать систему общественного транспорта, и по авторам новой транспортной схемы, которые не имеют опыта работы с подобными масштабными проектами. Общественники требуют доработать схему и предрекают городу большие проблемы. Звучат жидкие аплодисменты.
Слово взял заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович. Он озвучивает цифры: в 2000 году общественный транспорт перевез 678 млн пассажиров, а в 2016 – всего 310 млн. При этом маршрутная сеть увеличилась в два раза. «Это говорит об экономике транспортных предприятий и об эффективности существующей транспортной системы».
По словам Липовича, 16 лет назад общественный транспорт перевозил 11 пассажиров на один километр пути. В прошлом году ОТ перевез всего двух пассажиров на один километр пути.
Перенесемся на площадь Обороны, где через десять минут начнется митинг против новой маршрутной сети, которую на протяжении двух часов хвалили и ругали в здании мэрии. Здесь собралось уже около сотни человек. Территория огорожена, на входе сотрудники ППС проверяют у участников мероприятия документы, а «Справедливая Россия» раздает флажки.
На митинге присутствует справоросс Дмитрий Ионин. По его словам, новая транспортная схема не доработана, и принимать ее в таком виде нельзя.
— За последние годы транспорт у нас только улучшается, и нужно идти тем же путем. Необходимо остановить реформу ОТ, чтобы пенсионерам не приходилось ездить с пересадками. Сейчас мы собираем подписи, в скором времени мы передадим их губернатору и также в парламент.
На площади Обороны стоят шатры. В них митингующих поят чаем, а также собирают подписи за отмену транспортной реформы. По словам Ионина, на данный момент удалось собрать уже около 45 тысяч подписей. У шатров растет очередь.
Тем временем, на площадь прибывает все больше и больше людей. Сейчас здесь не меньше 250 человек.
Плакатов с призывами отменить реформу пока не видно. Зато куда ни кинь взгляд — везде символика партии-организатора митинга.
Одна из бабушек, пришедших митинговать, переживает, что с введением новой маршрутной сети вырастут расходы на проезд. «Придется покупать два билета при пересадках. Они на нас просто выезжают!».
Митинг начинается. Ведущий просит всех подойти поближе к сцене и напоминает, что акция протеста продлится один час. Первыми выступают музыканты: они поют песню про дорожающий проезд «В Ёбурге пить» (пародия на песню группы «Ленинград» «В Питере пить»).
А вот и плакаты
Смысл песни сводится к одной строчке «В Ёбурге пить, остается только пить»
На сцену поднимается Дмитрий Ионин и объясняет смысл песни, мотив которой собравшиеся пенсионеры слышат, скорее всего, впервые: «Без юмора нельзя воспринимать то, что происходит с нашим общественным транспортом. Чиновники уже наоптимизировали ЖКХ. Нам говорят, что будет удобнее, но мы же не глупые. Говорят, что будет почасовая оплата за проезд, но цену не называют».
Ионин обещает передать все собранные подписи (а их уже около 45 тысяч) в администрацию президента. Поможет в этом депутат Госдумы Александр Бурков.
«Мы достучимся до президента и добьемся, чтобы на Екатеринбург обратили внимание», — резюмирует Ионин и освобождает сцену для 75-летней пенсионерки. Она рассказывает, что живет в Академическом, и транспорт там ходит прекрасно: «Нам не надо революций!»
По разным оценкам на площади от 500 до 700 человек.
На сцене депутат Гордумы Екатеринбурга Илья Лобов. Он объясняет митингующим, что владельцы компании «И-сеть» — бывшие чиновники, и они наживаются на реформе. «Будем ходить от остановки до остановки, а они будут набивать карманы!», — заводит он толпу.
Вслед за Лобовым выступает мужчина, который представился водителем автобуса. По его словам, он с коллегами посчитал, и получилось, что из-за реформы без работы останутся порядка 4 тысяч человек.
Микрофон передали Анне Поляковой, которая выступает от имени мам Екатеринбурга. Женщина рассказывает про накаты на остановках, которые мешают мамам с детьми садиться в общественный транспорт. «О чем думают чиновники?».
Слово берут все новые и новые люди. Следом за женщиной на сцену поднимается преподаватель екатеринбургского вуза Юрий Аносов, который беспокоится, что из-за новой транспортной схемы и связанными с ней пересадками студенты будут массово опаздывать на пары. Кроме того, им придется втрое больше платить за проезд, так что никакой стипендии не хватит.
Лидер фракции «Справедливая Россия» в свердловском Заксобрании Андрей Жуковский повторил мысль Лобова о набитых карманах чиновников и руководства «И-сети» и предложил провести референдум. По его подсчетам, сейчас против реформы ОТ выступают 93% жителей Екатеринбурга.
Музыкальная пауза. Снова звучит перепевка песни группы «Ленинград», только на этот раз не «В Питере пить», а «Дорожной». В припеве звучат слова «Якобы удобно, но не всем». Очевидно, музыканты намекают на фамилию сити-менеджера Александра Якоба.
Внезапно митинг завершился. Вместо заявленного часа он продлился от силы 30 минут. Часть митингующих расходится, а остальные продолжают позировать перед камерами.