Заместитель главы администрации города по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович решил лично рассказать жителям Екатеринбурга, как будет работать новая транспортная система. Спустя два дня после публикации постановления споры о том, нужна ли нам реформа, не утихают, число вопросов о будущем общественного транспорта растет в геометрической прогрессии. Впрочем, в этом нет ничего удивительного — пока понять, как добраться из точки А в точку Б по нарисованной карте, и не сойти с ума — практически невозможно. Сегодня вице-мэр, который вообще-то находится на больничном, встретился с журналистами. Впрочем, горадминистрация собирает вопросы от всех желающих через городской портал. В мэрии обещают, что главный человек по транспорту в городе понятно ответит на каждый из них.
Вице-мэр Екатеринбурга начал встречу с исторического экскурса: появления маршрутных такси в Екатеринбурге.
— Еще в 2007 году проезд в общественном транспорте стоил 9 рублей, а маршрутках — 15. Люди были готовы платить больше за комфорт и сидячие места. В 2009 году Минтранс выпустил приказ, в котором исчезло понятие маршрутного такси. Так получилось, что наша базовая сеть общественного транспорта и коммерческое маршрутное такси соединились в единую сеть. Мы уже тогда поняли, что произошло увеличение сети и дублирование.
Это все привело к появлению гонок за пассажиров и падению качества обслуживания. Сегодня люди жалуются в основном именно на частных перевозчиков. Вместе с падением уровня комфорта снизилась и безопасность.
Евгений Липович уверяет: городу не хватает высокочастотного общественного транспорта, из-за чего люди вынуждены рассматривать другие варианты передвижения.
— Маршрутная сеть — это чисто математический инструмент организации движения транспорта. Он подвержен четким формулам, где рассчитываются километры, время ожидания и т.д. Если человек встает на остановку — он не знает, придется стоять три минуты или десять. Критический период ожидания транспорта во всем мире составляет семь минут. Если больше — человек уже готов отказаться от поездки.
Основная идея реформы заключается в том, что на маршрутах высокой интенсивности должен быть высокочастотный общественный транспорт. Задача, которую сегодня перед собой ставит горадминистрация: добиться, чтобы автобусы и трамваи на своих маршрутах шли с интервалом не более пяти-семи минут. Прийти к такому результату при существующей схеме невозможно.
Новую маршрутную сеть в том виде, в каком она начнет работать с июля, должны утвердить к 1 апреля. До этого момента незначительные коррективы в документы еще можно будет вносить. Дальше — начнется активная разъяснительная работа. За три месяца жителей Екатеринбурга должны будут научить, как им теперь ездить в общественном транспорте.
— Мы уже почти полгода обсуждаем маршрутную сеть в интернет-пространстве, и те, кому тема интересна, давно задают все эти вопросы. В маршрутную сеть на основании их замечаний уже вносили изменения, и эта работа все еще продолжается. Где-то возможно изменение расположения остановки или самого предлагаемого маршрута. Но с 1 апреля мы должны утвердить маршрутную сеть и начнем активную разъяснительную работу с привлечением волонтеров, с работой в подвижном составе, на остановке, чтобы каждый мог понять, как ему ехать, где совершить пересадки, какие преимущества появились.
После изменения маршрутной сети из города должно уйти около 700 автобусов. Вероятно, за счет маршрутных такси, которые исчезнут как класс, а на их место придут большие автобусы. «Зато количество трамваев и троллейбусов практически не изменится», — пообещал Евгений Липович. Сейчас одномоментно в городе выходят 260 вагонов трамваев, в новой сети их будет 255.
Главные претензии населения, по словам Евгения Липовича, именно к маршруткам. Ситуация, когда люди толпами стоят на остановках, а потом едут в забитых «Богданах», возникает из-за того, что перевозчик пытается снять сливки с маршрута и заработать побольше денег. По словам вице-мэра, в городе 1237 автобусов большой и малой вместимости, однако чуть ли не половина из них на маршрут не выходит.
— Мы должны это искоренить в первую очередь. Наша задача — заставить перевозчиков работать в строгом соответствии с графиком. Именно поэтому необходимы деньги, которые платятся перевозчику за выполнение транспортной работы. Чтобы он не на свое усмотрение выбирал, когда ехать, а знал, что его четко контролируют и он должен закончить работу не в 20:00, а в 22:30, как и положено по расписанию, Если он не выполнит работу, то не получит денег из бюджета Екатеринбурга. Сегодня он не получает денег и работает как заблагорассудится. И так делают все.
В Екатеринбурге с появлением новой маршрутной сети начнут внедрять новую систему оплаты проезда. Сейчас горадминистрация рассматривается два вида тарифов: либо 45-минутный, либо 60-минутный. Причем 45 минут — не время поездки, а время совершения последней трансакции, пояснил чиновник. За это время, по оценкам экспертов, можно доехать из одной точки города в другую. Воспользоваться повременным тарифом смогут только владельцы «Е-карт».
— Пассажирам, которые предпочитают наличный расчет, нужно будет покупать карточку, потому что повременной тариф возможен только в электронном исполнении.
Напомним, с 1 июля с городских улиц Екатеринбурга исчезнут десятки привычных автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, дублирующих друг друга. Вместо них администрация города запустит новые. Из новой концепции совсем исчезают маршрутные такси как класс. Остаются только средний класс (условные «Богданы» и ПАЗы), большой и особо большой класс («Икарусы» и низкопольные автобусы).
Тогда же мэрия перезаключит контракты с перевозчиками на обслуживание маршрутов, чуть позже на улицах установят новые остановки и оснастят их информационными табло, а трамваи пустят по выделенной линии.
Однако новая транспортная схема вызвала множество вопросов. Как именно каждый из нас будет добираться из дома на работу или в детский сад за ребенком — непонятно. Кроме того, нет ответа на вопрос, что станет с трамваями и троллейбусами после резкого сокращения числа маршрутов.
В довершение паники вокруг новой транспортной системы сегодня РЭК подняла стоимость оплаты проезда до 28 руб. Новые цены начнут действовать с 1 февраля. Как изменится стоимость проезда после введения новой транспортной системы — тоже пока не очень понятно.
Фото: архив 66.ru