На этой неделе следователи задержали Филиппа Лиса, одного из основателей суицидальных сообществ. Несмотря на это убийственные паблики продолжают свою работу, а соцсети заполоняют клоны «групп смерти». В то же время «ВКонтакте» есть и другие паблики, на страницах которых коллекционируют «выпилившихся» подростков. Типичный пост в сообществе «дэд пейдж» выглядит так: ссылка на страницу умершего пользователя «ВКонтакте», его имя, дата рождения и смерти, причина смерти и фотография с его страницы. Все погибшие — молодые люди, многим из них нет и восемнадцати. На момент публикации количество подписчиков «дед пейдж» составляло 282 072 человека. Большинство — школьники и студенты.
Like за суицид
В одном из самых популярных постов на «дэд пейдж» — имена и фотографии 15-летних школьников из Псковской области, которые вели прямую трансляцию перестрелки с полицией в Periscope, а потом покончили с собой. Запись о Денисе и Екатерине появилась спустя два дня после произошедшего. Для того чтобы найти этот пост сегодня, приходится довольно долго прокручивать ленту. Пост о псковских «Бонни и Клайде» очень быстро был погребен под десятками сообщений о подростковых суицидах, смертельных ДТП и убийствах. Публикации на странице появляются примерно каждые два часа.
Посты о смерти незнакомых людей собирают сотни «лайков». Активность пользователей администратор группы стимулирует конкурсами, они проводятся здесь каждый день. Один из них называется «Сотка за лайки». Нажимаешь больше других «Мне нравится» под записями о гибели людей — и получаешь за это деньги на свой номер телефона. Подписчики честно стараются выиграть, азартно «лайкая» сообщения о том, что кто-то повесился, выбросился из окна или попал под машину...
Нам удалось выяснить, что создатель, идеолог и администратор группы «дэд пейдж» — один и тот же человек. Под аватаркой Курта Кобейна с пистолетом в одной руке и сигаретой — в другой, оказался 21-летний житель Екатеринбурга, студент УрГЭУ Константин Алексеевич. Он честно признался журналисту Портала 66.ru, что публикует каждый день десятки постов о чужих смертях ради денег. На вопрос, почему была выбрана именно эта тема для паблика, ведь зарабатывать на рекламе можно и постя котиков, он ответил так: «Людям нравится, значит всё нормально».
— Сидел я, думал, какую тематику уникальную придумать, мониторил «ВК» в поисках хоть какой-то идеи. Тут увидел у совершенно незнакомого человека запись, где были описаны смерти около пятидесяти человек в виде «ссылка — причина, ссылка — причина». И на этой записи со смертями было очень много лайков, что меня удивило. Примерно в то же время разбился самолет Airbus А321 рейса 9268. «Главного пассажира», думаю, еще не забыли. Тогда это вызвало дикий ажиотаж. Потом, посмотрев статистику групп с жестоким контентом (типа «Медвежьего фарша»), я понял, что многим людям нравится подобного рода информация, и решил попробовать создать группу «дэд пейдж».
Создатель «дэд пейдж» отказался отвечать на вопрос, сколько он зарабатывает на смертях пользователей «ВКонтакте», поэтому мы попросили специалиста по SMM проанализировать его рекламную активность и оценить месячный доход от группы.
Основной инструмент для зарабатывания денег в «дэд пейдж» — перепосты контента с других страниц схожей тематики или активные ссылки на них. Вот названия только нескольких групп, которые рекламируются на «дэд пейдж»: «дети умирают резерв», «Исповедь грешника. Отпусти грехи», «Closed Мясорубка», «ПП 18+», «ННП», «HC1»… Есть и другие группы, названия которых здесь приводить мы не будем. Скажем только, что они используют зашифрованные послания, магические знаки, обещают «море крови, убийства, линчевание».
Администратор выводит паблик с рекламной записью в топ (закрепляет его в начале страницы) на 30 минут, час или два часа. Стоимость услуги варьируется от 250 до 1500 руб. (прайс можно найти на странице администратора группы). Оплата рекламы проходит с помощью WebMoney.
По оценкам нашего эксперта, студент зарабатывает с помощью «дэд пейдж» примерно 20 тыс. руб. в месяц.
«Мне нравится смотреть, что делал человек перед смертью»
Большинство сообщений о смерти, которые появляются в сообществе, присылают подписчики. В группе Константина Алексеевича все они публикуются анонимно. В другом (не столь популярном) сообществе-клоне — «Дэд Пейдж» это делают пользователи от своего имени. Так открыто подписала сообщение о смерти в ДТП своей близкой подруги 15-летняя школьница из Пензы Саша. Однако уже через неделю в комментариях попросила удалить свой пост (надавили приятели погибшей). В статусе на ее странице до сих пор стоит грустный смайлик, дата смерти и фраза: «Навсегда в моем сердце».
На вопрос, зачем она решила выставить смерть знакомой на всеобщее обозрение, девушка ответить не смогла: «Я даже не знаю, случайно получилось. В группе этой сидела и решила опубликовать».
Сообщение о том, что 21 августа от рака скончался Илья из Алапаевска, скинула школьница с ником Мертвый Кит («Киты» — еще одна популярная группа, где собираются подростки, чтобы поговорить о смерти, о том, как свести счеты с жизнью). Мы спросили у девушки, кем ей приходился покойный и зачем она решила сообщить о его смерти нескольким тысячам подписчиков группы. «Никем. Нашла в поиске, — отвечает Мертвый Кит. — Зачем? Четыре тысячи подписчиков ждут обновлений. И я тоже».
Вера подписана на «дэд пейдж» около полугода. На ее странице — стихотворения Веры Полозковой, фото счастливых молодоженов: девушка профессионально занимается фотографией и учится на 4-м курсе УрФУ.
— Увидела, что написано «сообщество мертвых страниц», и меня это как-то так зацепило. Ужасает, конечно. Особенно то, что очень часто в причинах смерти видишь суицид. Переходишь по ссылке, смотришь фотографии: вот человек смеется, обнимается с друзьями, селфится, желает всем доброго утра, а его, оказывается, уже и нет на свете. Я не частый посетитель этой группы и хотела даже выйти из нее как-то раз. Но почему-то этого не сделала. Сама бы я не стала подавать туда запись с человеком, которого я знала и который был мне дорог. В этой группе много чужих глаз, которые не знали умершего.
Другая подписчица — Полина — будущий культуролог. Полина говорит, что сама не стала бы предлагать ссылку на профиль знакомого, которого уже нет, постаралась бы удалить страницу или заблокировать.
— Может, это извращенно немного, конечно, но мне нравится смотреть, как человек вел себя перед тем, как он умер, что было в его жизни. Это наталкивает на самые разные мысли. Один раз был такой случай. В группе я увидела парня, которого убили. Его девушка выражала соболезнования, а потом сама оказалась в ленте «дэд». Я видела ее живой, а потом ее не стало. Долгое время не могла заходить обратно в группу.
Популярность «дэд пейдж» и подобных сообществ психолог Александра Мелях связывает с особенностями современного общества.
— В деревне или маленьком городе существует более понятный цикл «рождение — взросление — созревание — старение — смерть». Люди меньше торопятся, жизнь идет в более естественном темпе. В традиционных культурах до сих пор сохранились ритуалы перехода из одного состояния в другое, которые представляют собой символическую смерть. Например, ритуал инициации, когда ребенок становится взрослым, или оплакивание невесты. Некоторые носители деревенской культуры сохранили традицию заранее готовиться к смерти: откладывать деньги на похороны, готовить одежду и подробные инструкции. В какой-то момент они созывают родственников и близких, прощаются, ложатся, складывают руки на груди и умирают. Смерть при этом воспринимается как закономерный процесс.
В современном городе такого нет. Нарушается не только жизненный цикл, но и годичный, суточный. Люди не чувствуют естественного ритма и всё время куда-то торопятся. «При потере цикличности утрачивается и ощущение нормальности процессов старения и умирания. Это хорошо видно по тому культу вечной молодости, который нам транслирует глянец», — комментирует психолог.
Так как в урбанизированном обществе исчезают ритуалы, людям приходится находить новые способы взаимодействия со смертью. Например, черный юмор и агрессия.
«Хорошо, что сдохла»
Свою группу Константин Алексеевич сравнивает с кладбищем, только его кладбище — виртуальное, и вместо памятной плиты здесь лист страницы «ВКонтакте».
— Сама группа никаким образом не оскверняет память людей, мы всего лишь информируем подписчиков о том, кто умер и от чего умер. С таким же успехом можно назвать «аморальным предприятием» кладбище, где, кстати, некоторые больные на голову личности вытворяют ужасные вещи, а в «дэд пейдж» подобных вещей случиться не может.
На деле одним только «информированием» о чьей-либо смерти дело не ограничивается. После публикации записи ее тут же начинают комментировать подписчики. Часто они шутят над внешностью или именами умерших, делают вывод: «Хорошо, что сдохла».
Подписчики открыто одобряют подростковые самоубийства. Под высказыванием о том, что это «хорошо», появляется восемь лайков.
Другой пример: на сообщение в группе-клоне «Дэд Пейдж» о том, что Сергея из Солнечногорска сбил поезд, первый комментарий оставляет пользовательница под ником София Лерман из Москвы: «Хороший, сильный был пацан, / Пока не сбил его сапсан».
Черный юмор и агрессия — один из способов взаимодействия со смертью, но чаще всего они проявляются у тех людей, которые, говоря научным языком, имеют «невысокую степень осознанности». При этом, считает Александра Мелях, агрессивную реакцию на событие, которому человек хочет сказать нет, можно считать нормальной, здоровой.
— Агрессия помогает человеку справиться с его тревогой, осознанием факта, что жизнь конечна. Важно обращать внимание на то, как люди свою агрессию оформляют. К сожалению, в «дэд пейдж» низкая культура оформления своих переживаний.
«Меня похоронили заживо»
«Мы удаляем записи по первой же просьбе родных либо близких друзей человека, — говорит Константин Алексеевич. — Возьмите на рассмотрение сайты, которые мы берем в доказательство смерти, под названием «пруф». Они копаются в чужих делах, ищут самые мелкие детали смерти человека, публикуют на огромную, многотысячную аудиторию — почему их не считают аморальными?»
В статье 152.1 Гражданского кодекса РФ говорится, что после смерти человека его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется только в трех случаях:
1) в публикации изображения заинтересовано государство или общество;
2) фотография была сделана в общественном месте или во время публичных мероприятий (например, во время концерта или научной конференции);
3) человек позировал за плату.
В случае с «дэд пейдж» родственники погибшего могут требовать моральную компенсацию от администрации группы.
— Скорее всего, в сообществе многократно нарушается 152-я статья Гражданского кодекса. В таком случае заинтересованные лица (родственники погибшего, — прим. 66.ru) могут подать заявление в суд и требовать возместить моральный вред. Если на публикацию об умершем не было дано согласие, в публикации фото в группе можно усмотреть нарушение ст. 137 УК («Неприкосновенность частной жизни»).
Роскомнадзор блокировал «дэд пейдж» дважды, но сегодня на этот случай у группы имеется резервный паблик. На него тоже подписано довольно много пользователей. Одна из причин блокировки — жалобы людей, чьи личные страницы после упоминания в сообществе стали атаковать интернет-тролли. Так выяснилось, что далеко не все, чьи фотографии появляются в подобных группах, на самом деле мертвы.
Один из показательных — случай Дарины из Бреста. Сообщение о ее самоубийстве и предсмертная записка были опубликованы 10 июля в группе-клоне «Дэд Пейдж»: девушка сбросилась с девятого этажа из-за несчастной любви. Но уже 6 августа Дарина появляется в комментариях и требует немедленно удалить «эту лживую запись».
Дарина объясняет, что действительно пыталась покончить с собой, но выжила. Перенесла две операции, а когда вышла из больницы — обнаружила свою фотографию в паблике. По мнению Дарины, ее фото в группу прислала девушка, которая ревновала к ней молодого человека. «Это ревность, она так боролась за него», — писала Дарина.
Сообщество Константина Алексеевича, в котором публикуются фотографии, имена, даты рождения и смерти, ссылки на личные аккаунты пользователей, — далеко не единственное «ВКонтакте». Беглый поиск позволяет найти еще несколько групп. В некоторых из них записи находятся в открытом доступе.