Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Страх и ненависть онлайн. Как студент УрГЭУ зарабатывает на смерти в социальных сетях

18 ноября 2016, 15:40
расследование
Страх и ненависть онлайн. Как студент УрГЭУ зарабатывает на смерти в социальных сетях
Фото: Скрин, со страницы «дэд пейдж» «ВКонтакте»
На этой неделе следователи задержали Филиппа Лиса, одного из основателей суицидальных сообществ. Несмотря на это убийственные паблики продолжают свою работу, а соцсети заполоняют клоны «групп смерти». В то же время «ВКонтакте» есть и другие паблики, на страницах которых коллекционируют «выпилившихся» подростков. Типичный пост в сообществе «дэд пейдж» выглядит так: ссылка на страницу умершего пользователя «ВКонтакте», его имя, дата рождения и смерти, причина смерти и фотография с его страницы. Все погибшие — молодые люди, многим из них нет и восемнадцати. На момент публикации количество подписчиков «дед пейдж» составляло 282 072 человека. Большинство — школьники и студенты.

Like за суицид

В одном из самых популярных постов на «дэд пейдж» — имена и фотографии 15-летних школьников из Псковской области, которые вели прямую трансляцию перестрелки с полицией в Periscope, а потом покончили с собой. Запись о Денисе и Екатерине появилась спустя два дня после произошедшего. Для того чтобы найти этот пост сегодня, приходится довольно долго прокручивать ленту. Пост о псковских «Бонни и Клайде» очень быстро был погребен под десятками сообщений о подростковых суицидах, смертельных ДТП и убийствах. Публикации на странице появляются примерно каждые два часа.

Фото: Скрин

Посты о смерти незнакомых людей собирают сотни «лайков». Активность пользователей администратор группы стимулирует конкурсами, они проводятся здесь каждый день. Один из них называется «Сотка за лайки». Нажимаешь больше других «Мне нравится» под записями о гибели людей — и получаешь за это деньги на свой номер телефона. Подписчики честно стараются выиграть, азартно «лайкая» сообщения о том, что кто-то повесился, выбросился из окна или попал под машину...

Фото: Скрин

Нам удалось выяснить, что создатель, идеолог и администратор группы «дэд пейдж» — один и тот же человек. Под аватаркой Курта Кобейна с пистолетом в одной руке и сигаретой — в другой, оказался 21-летний житель Екатеринбурга, студент УрГЭУ Константин Алексеевич. Он честно признался журналисту Портала 66.ru, что публикует каждый день десятки постов о чужих смертях ради денег. На вопрос, почему была выбрана именно эта тема для паблика, ведь зарабатывать на рекламе можно и постя котиков, он ответил так: «Людям нравится, значит всё нормально».

Константин Алексеевич, администратор группы, студент УрГЭУ:

— Сидел я, думал, какую тематику уникальную придумать, мониторил «ВК» в поисках хоть какой-то идеи. Тут увидел у совершенно незнакомого человека запись, где были описаны смерти около пятидесяти человек в виде «ссылка — причина, ссылка — причина». И на этой записи со смертями было очень много лайков, что меня удивило. Примерно в то же время разбился самолет Airbus А321 рейса 9268. «Главного пассажира», думаю, еще не забыли. Тогда это вызвало дикий ажиотаж. Потом, посмотрев статистику групп с жестоким контентом (типа «Медвежьего фарша»), я понял, что многим людям нравится подобного рода информация, и решил попробовать создать группу «дэд пейдж».

Создатель «дэд пейдж» отказался отвечать на вопрос, сколько он зарабатывает на смертях пользователей «ВКонтакте», поэтому мы попросили специалиста по SMM проанализировать его рекламную активность и оценить месячный доход от группы.

Основной инструмент для зарабатывания денег в «дэд пейдж» — перепосты контента с других страниц схожей тематики или активные ссылки на них. Вот названия только нескольких групп, которые рекламируются на «дэд пейдж»: «дети умирают резерв», «Исповедь грешника. Отпусти грехи», «Closed Мясорубка», «ПП 18+», «ННП», «HC1»… Есть и другие группы, названия которых здесь приводить мы не будем. Скажем только, что они используют зашифрованные послания, магические знаки, обещают «море крови, убийства, линчевание».

Фото: Скрин

Администратор выводит паблик с рекламной записью в топ (закрепляет его в начале страницы) на 30 минут, час или два часа. Стоимость услуги варьируется от 250 до 1500 руб. (прайс можно найти на странице администратора группы). Оплата рекламы проходит с помощью WebMoney.

По оценкам нашего эксперта, студент зарабатывает с помощью «дэд пейдж» примерно 20 тыс. руб. в месяц.

«Мне нравится смотреть, что делал человек перед смертью»

Большинство сообщений о смерти, которые появляются в сообществе, присылают подписчики. В группе Константина Алексеевича все они публикуются анонимно. В другом (не столь популярном) сообществе-клоне — «Дэд Пейдж» это делают пользователи от своего имени. Так открыто подписала сообщение о смерти в ДТП своей близкой подруги 15-летняя школьница из Пензы Саша. Однако уже через неделю в комментариях попросила удалить свой пост (надавили приятели погибшей). В статусе на ее странице до сих пор стоит грустный смайлик, дата смерти и фраза: «Навсегда в моем сердце».

Текст: Ольга Корюкова; Юлия Щепеткина; Ирина Варкентин; 66.ru. Фото: скрины страницы сообщества «ВКонтакте» «дэд пейдж»