Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

интервью
14 октября 2016, 15:30
Заместитель директора Мемориального музея космонавтики, летчик-космонавт №61, Герой Советского Союза прилетел в Екатеринбург на открытие новой выставки в здании типографии «Уральский рабочий». Александр Лавейкин выступил с получасовой лекцией, в которой подробно рассказал, как готовят космонавтов к жизни на станции, как он впервые оказался в открытом космосе, о дружбе между российскими и сирийскими космонавтами. В качестве бонуса — краткий обзор того, что происходит в космической отрасли сегодня и какие изменения ее ждут в ближайшем будущем.

С завтрашнего дня в здании типографии «Уральский рабочий» заработает выставка «Вперед, в космос!». Это уникальный проект, подготовленный совместно с Московским музеем космонавтики при поддержке «Роскосмоса».

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Вы узнаете все о работе МКС и ЦУПа, об исследованиях, которые ведутся в комических лабораториях на Земле (и за ее пределами). Посетители выставки смогут почувствовать себя сотрудниками Центрального управления полетами или настоящим космонавтом. Также на выставке можно увидеть уникальные фотографии, сделанные космонавтами, и архивные материалы самых важных в истории человечества космических запусков.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Специальным гостем выставки стал заместитель директора Мемориального музея космонавтики по пилотируемой космонавтике, летчик-космонавт №61, Герой Советского Союза, награжденный медалью «За заслуги в освоении космоса», Александр Иванович Лавейкин. В 1987 г. он совершил полугодовой космический полет на орбитальной станции «Мир» в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-2». Полет длился 174 дня, 3 часа, 25 минут и 56 секунд, и за это время он трижды выходил в космос. Там он провел в общей сложности 8 часов 48 минут.

Если вы не смогли попасть на лекцию космонавта, не расстраивайтесь. Мы побывали на выступлении Александра Лавейкина и записали для вас главное.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

— В 1961 г. полетел в космос Юрий Гагарин. Тогда мне было 10 лет. У меня появилась мечта — тоже стать космонавтом. Поэтому после школы я поступил в МГТУ им. Баумана, пошел заниматься в аэроклуб, где изучал парашютный спорт. После окончания института я устроился на работу в конструкторское бюро Сергея Королева и работал там инженером, разрабатывал системы космических кораблей, станций и т.д.

Как и многие молодые люди на нашем предприятии, написал заявление в отряд космонавтов. Нас послали на медкомиссию. Нужно было пройти центрифугу с перегрузкой до 10 единиц, испытания в барокамере. Нас поднимали на 10 км, опускали под воду, исследовали наш вестибулярный аппарат, было много и других экспериментов… Пройти комиссию мне удалось только со второго раза, и в 1978 г. вместе с шестью товарищами меня зачислили в отряд космонавтов ракетной космической корпорации «Энергия».

Наш набор оказался счастливым. Все семь человек слетали в космос. Произошло это в разное время, на разных станциях и разных кораблях. Сначала мне предложили принять участие в программе «Буран», но она затягивалась. Поэтому я пошел на «Мир». Я и Юрий Романенко были во втором, запасном экипаже. Подготовка была очень интенсивной и длилась два года. Нам много приходилось работать на Байконуре, где стояла станция. Нам нужно было ее полностью обследовать. Кроме того, на Байконуре нас учили стыковаться без радиосистемы, вручную, с помощью артиллерийского длинномера. На тот случай, если система откажет.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

В 1987 г. первый экипаж сняли с полета из-за болезни космонавта. Остались дублеры — Романенко и я. 6 февраля мы стартовали на станцию. Мы должны были испытать новый космический корабль «Союз ТМ-2». Он имел новую систему управления, новую систему стыковки, новую двигательную установку, новую телевизионную и парашютную систему, новые скафандры… Все это мы должны были испытать за двое суток в автономном полете, состыковаться со станцией и начать работу.

8 февраля 1987 г. мы состыковались с «Миром». В чем заключалась наша работа? Дело в том, что станция «Мир» была запущена на полгода раньше, чем планировалось. Торопились к какому-то очередному съезду партии, и ее не успели дооснастить научным оборудованием. На станции была вода, был воздух, там было тепло, там можно было жить, а вот научного оборудования практически не было. Поэтому нашей задачей было принимать грузовые беспилотные корабли «Прогресс», снимать с них оборудование и устанавливать на станции. Этим мы в основном и занимались.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Это была работа слесарей, электриков, монтажников. У нас были плоскогубцы, отвертка, полные карманы гаек. Конечно, для большого количества аппаратуры требовалось много электроэнергии. Нам нужно было сделать три выхода в открытый космос, чтобы установить солнечную панель. Что мы и сделали. Всего потребовалось три выхода в скафандрах в открытый космос. После того как у нас стало больше энергии, мы смогли приступить к научным экспериментам.

В чем они заключались? Мы выращивали кристаллы в космосе (сверхчистые кристаллы можно получить только в невесомости). Мы получали сверхчистый белок, который потом использовался для создания лекарств. Мы помогали нашим геологам искать нефть, золото и алмазы на Земле. Помогали рыбакам ловить рыбу. На синей глади океана мы находили желтые поля большого цвета. Это планктон. А где планктон — там всегда много рыбы. Мы засекали координаты этих полей и передавали по радио рыболовецким судам. Но наши разговоры слышали и другие страны. Поэтому когда наши корабли приходили к нужному месту своим медленным ходом, там уже вовсю рыбачили японские быстроходные шхуны.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Космонавты не чувствуют страха, оказываясь в открытом космосе. Такого понятия нет вообще благодаря длительной подготовке. Космонавты готовы к нештатным ситуациям. Космос не любит, когда в него летают — он ломает технику, наносит ущерб человеческому здоровью. У нас были пожары, была разгерметизация, но всегда удавалось выйти с честью.

Ближе к концу экспедиции к нам прилетел еще один космический транспортный корабль с тремя космонавтами: двумя русскими и одним сирийцем. Сейчас мы Сирии помогаем (в военном плане), но наша дружба зародилась еще тогда, 30 лет назад, в том числе когда сирийские космонавты прилетали к нам на станцию. В течение недели мы помогали сирийцу выполнять эксперименты по его программе.

Потом я приземлился — и мне предложили заняться «Бураном». Я прошел летную подготовку в качестве летчика, стал самостоятельно летать на истребителях. Но, к сожалению, в 90-х гг. из-за проблем с финансированием эта программа была закрыта.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Сейчас в России действуют две большие программы: одна — до 2025 г., вторая — до 2030 г. Это прежде всего продолжение полетов МКС. У нас подписан договор с США и Европой о том, что мы будем продолжать летать вместе до 2024 г. Дальше будем смотреть. Если обстановка политическая улучшится — продолжим летать вместе. Если нет — у нас есть возможность разделить станцию и организовать свою собственную.

Из федерального бюджета выделено много денег на создание космических спутниковых группировок. Это прежде всего спутники для дистанционного зондирования земли. С их помощью можно получать фотографии Земли из космоса с очень большим разрешением. Это нужно МЧС, геологам… Да много кому еще. Сейчас на эти снимки очень много заказов. Второе — обеспечение телекоммуникаций (связь, телевидение, телефонная связь). Скоро вышки заменят спутниками.

Еще одна важная задача — это освоение Луны и Марса. На Луне нужно установить постоянно действующую, обитаемую станцию. Луна — это прежде всего прекрасная обсерватория, которой не мешает атмосфера. Это база для сборки других кораблей, которые полетят на Марс или куда-то еще. На Луне можно получать энергоемкий изотоп, который можно использовать в качестве топлива для термоядерных реакторов. Одного килограмма этого изотопа достаточно, чтобы освещать такой город, как Москва, в течение месяца!

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Марс можно освоить и без людей. Туда могут полететь компьютеры, марсоходы, которые к 30-м гг. должны стать такими же умными, как человек. Но и человеку тоже было бы неплохо слетать на Марс. Все вы знаете, что в 1969 г., когда на поверхность Луны вышел американский астронавт Нил Армстронг, он сказал: «Это маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества», — и установил флаг США. Теперь наша задача — установить на Марсе флаг России. И мы уже начали готовиться к этому полету.

Самая большая проблема заключается в том, что полет на Марс будет длиться 500 суток. Смогут ли люди так долго находиться друг с другом в одной капсуле? В Институте медико-биологических проблем был проведен эксперимент: пятерых добровольцев засунули в маленькую комнату и продержали там 500 суток. Эксперимент прошел успешно: они не подрались, не поссорились… Правда, это среди них еще не было женщин (смеется, — прим. 66.ru). Но психологический барьер был пройден.

Александр Лавейкин, космонавт: «Наша задача — установить флаг России на Марсе»

Для того чтобы отправиться на Луну и Марс, нам нужен свой космодром. Он уже есть, это Восточный, благодаря которому мы больше не зависим от других стан. Нам нужен ракетоноситель. Он тоже есть, это «Ангара». Причем он модульного типа (может один модуль использоваться, а могут — пять, в зависимости от веса, который нужно вывести на орбиту). Нам нужен новый корабль, и он сейчас создается. Называется «Федерация». Он прошел первую, проектную ступень обработки. Он сможет летать со второй космической скоростью.

Штатный экипаж «Федерации» пока не обозначен. Скорее всего, это будут молодые ребята, которые приходят в отряд только сейчас. Пока они летают на «Союзах», но переучиться с «Союза» на «Федерацию» будет просто. Там используется та же система управления.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru; организаторы выставки «Вперед; в космос!»

Ирина Варкентин