Травля и издевательства среди подростков — обычное явление. Это признают учителя, об этом мы пишем пугающие новости, за этим можно наблюдать в интернете. У психологов есть термин, обозначающий агрессивное поведение и унижение другого человека: буллинг. Отследить, как часто школьники подвергаются буллингу, невозможно — о таких проблемах не принято говорить, наружу всплывают только единичные случаи. Но последствия травли ужасны — от комплекса жертвы потом приходится избавляться годами.
Как себя вести, чтобы не стать изгоем в школе? Что делать, чтобы желающие самоутвердиться не нанесли ни морального, ни физического вреда? Порталу 66.RU об этом рассказали специалисты: признанный педагог, психолог и тренер по боксу.
20 мальчишек и девчонок проводят в одном помещении по 6 часов в день. Все они — из совершенно разных семей, с непохожими характерами и увлечениями. Оказавшись вместе, они распределяют роли и объединяются в группы. Эти группировки могут быть как позитивные (по спортивным, внеклассным интересам), так и негативные (курение, употребление алкоголя, жестокость). Между группами рано или поздно возникают конфликты.
Выстраивая иерархию, дети могут быть очень жестоки. Чтобы самоутвердиться, они могут выбрать агрессивный способ выбиться в лидеры: драться, зло шутить, оскорблять, издеваться, игнорировать, отбирать и портить вещи у других.
Жертвой может стать любой. Если ваш ребенок пришел в школу учиться, а в классе все играют на планшетах и хвастаются новыми игрушками, то, возможно, он будет не понят. В зоне риска те, чьи ценности отличаются от ценностей остальных.
Еще очень важно, какие отношения в семье. Чаще всего в семье ребенка, который отвергается сверстниками, очень агрессивные и авторитарные родители, предъявляющие сверхтребования. Конфликты, ссоры, рукоприкладство в семье означают, что ребенок попадает в группу риска.
Учитель говорит, что гонениям подвергаются слабохарактерные дети, не имеющие твердого стержня, которых легко склонить на любую сторону. Тренер по боксу выбирает слово «ущемленные»: «Кого рано забили, на кого с детства начали орать». А психолог расшифровывает, что объектом издевательств становятся подростки с повышенной чувствительностью (они показывают свой страх, их легко обидеть или разозлить — а это именно то, что нужно агрессору).
Еще в опасности те, кому сложно находить общий язык с окружающими, кто не чувствует собственных границ и границ другого, у кого неопрятный внешний вид или физические особенности, проблемы со здоровьем.
Застраховаться от буллинга невозможно. Даже в одной семье у одного ребенка могут развиться виктимные черты (склонность становиться жертвой), а у другого — нет.
Есть признаки, по которым можно понять, что ребенка обижают в классе:
— Он неохотно идет в школу.
— Возвращается из школы подавленным.
— Очень мало рассказывает о школьной жизни.
— Не знает, кому позвонить, чтобы спросить домашнее задание.
— Одинок (никого не приглашает в гости, на дни рождения).
— На теле синяки, царапины, происхождение которых он не может объяснить.
— У него пропадают вещи, деньги.
— У аккуратного ребенка сломаны вещи, испачкана одежда.
— Он реже выходит гулять или, наоборот, долго не возвращается домой.
— Падает успеваемость.
— Грубо отвечает на замечания взрослых.
— Замыкается в себе.
Эти признаки должны проявляться в комплексе, потому что по отдельности для каждого можно найти оправдания.
Стоит насторожиться, если вы видите, что во время неучебных мероприятий ребенок стоит в стороне, выходит последним, с ним никто не здоровается или грубо разговаривают. Поддерживайте общение с учителями и классным руководителем и попросите их сразу же предупредить вас, если возникнут конфликты.
Тренер по тайскому боксу советует первым делом успокоиться и постараться узнать подробности того, что случилось.
Психолог согласна с тренером и дает несколько советов, как общаться с ребенком, если его травят или притесняют:
— Контролируйте свои эмоции. Если ребенок поймет, что вы подавлены или сильно злитесь, он может закрыться.
— Если молчит, то скажите: «Понимаю, что многим детям трудно говорить о таком, мы поговорим, когда ты будешь готов».
— Если ребенок маленький, то спросите: «Не обижают ли мишку в детском садике?»
— Не обещайте, что вы никому не расскажете, потому что следует как можно скорее поставить учителя и администрацию школы в известность и при необходимости оповестить других родителей.
— Попробуйте вместе с ребенком придумать варианты выхода из ситуации (пусть он тоже участвует, он уже сполна ощутил свою беспомощность, помогите ему вернуть контроль над ситуацией).
— Дети и подростки, переживающие травлю, нуждаются во взрослых. Мама с папой должны верить в них, сохранять надежду, направлять их в трудный момент и советовать альтернативные варианты.
— Нужно сразу обратиться к специалистам. Потому что если ребенка травят — значит, проблемы не только в психике ребенка, но прежде всего в семье. Кроме того, надо, чтобы с ребятами в классе также поработали психологи, иначе на место жертвы выберут другого.
— Одиночество и изоляция от сверстников — главные последствия буллинга. Следовательно, нужно вернуть ребенка в коллектив: отдать его в кружки, секции. Родителям надо больше общаться с ребенком, чтобы дома была добрая и дружелюбная атмосфера. Постарайтесь переключить его внимание на увлечения и хобби. Учите его защищаться: отдайте в неагрессивный спорт (плаванье, лыжи). Ребенку требуется много любви, поддержки, заботы. Рассказывайте о себе, своей жизни, ходите в интересные места, чтобы расширить кругозор ребенка.
Преподаватель напоминает, что обо всем обязательно нужно рассказать классному руководителю и преподавателям в кружках. Если проблема стоит действительно очень серьезно, можно организовать мини-педсовет с учителями — это поможет решить конфликтную ситуацию.
Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией, считает педагог. Самосуд и групповая разборка не решат проблему. Кроме того, применение физической силы может повлечь непоправимые последствия, которые повлияют на будущее обеих сторон. Лучше всего поговорить с обидчиком наедине и попытаться убедить его в неправоте. Но этот способ не работает при групповой травле — в этом случае ребенку следует обратиться за помощью к взрослым: учителям, администрации учебного заведения, родителям.
Если конфликты доходят до драк, школьнику может быть необходима физическая защита. Тогда он должен быть все время в поле зрения учителей-предметников, и в течение учебного дня они должны передавать его друг другу. Администрация школы также должна опекать такого ученика, возможно, даже сопровождать из школы домой.
Если меры не приносят результата, можно перевести подростка в параллельный класс. Если и это не помогает и травля продолжается — переводите ребенка в другую школу.
А вот тренер старой закалки Владимир Русанов считает, что сила играет значительную роль, особенно у мальчиков-подростков, которые пытаются самоутвердиться в коллективе и встроиться в школьную иерархию. И что у ребенка должны быть старшие товарищи, которые в случае чего могли бы защитить слабого.
Лучшая профилактика — здоровые отношения в семье. Это значит, что ребенку уделяют достаточно внимания оба родителя, мама и папа уважительно относятся друг к другу и умеют мирно решать конфликты. Кроме того, ребенок должен быть социализирован, в этом помогают кружки, спортивные секции — все, что будет развивать ребенка и делать его более уверенным среди сверстников.
Донесите до ребенка, что о проблемах нужно рассказывать близким людям. Объясните заранее, как общаться с агрессором: говорить громко и уверенно, договаривать предложения до конца, не горбиться и не опускать глаза.
Ребенок не должен остро реагировать на оскорбления и издевательства в свой адрес. Следует быть сдержанным, а порой и игнорировать выпады недоброжелателей. А чтобы избежать издевательств, нужно больше общаться, заводить друзей, помогать одноклассникам на уроках и участвовать во внеучебной жизни школы.
Это другая сторона буллинга — если ваш ребенок обижает других. Если на него жалуются, в первую очередь обратите внимание на отношения в семье — именно там ребенок берет пример, как вести себя в обществе. Агрессивные дети чаще всего растут там, где между родителями и детьми большая дистанция, недостаточно любви и тепла, где мало интересуются развитием детей, где наказывают силой. Постарайтесь адекватно оценить себя и решить эти проблемы.
В подростковом возрасте авторитеты сдвигаются в сторону сверстников. То есть ребенок ориентируется по большей части на поведение друзей, чем на родителей. Нужно понимать, что у него за друзья и чем они вместе занимаются. Старайтесь осторожно контролировать и направлять. Тут главное, чтобы у него уже были занятия вне школы. Дети с большим количеством различных интересов привлекают к себе похожих друзей. Умеренно загрузите ребенка, тогда будет меньше шансов, что он попадет в плохую компанию.
Не бойтесь отдавать детей в агрессивный спорт. Тренер ММА уверен, что боевые искусства не делают ребенка агрессором, а учат защищаться.
Психолог утверждает, что телевидение и интернет повышают агрессивность ребенка. Когда он видит, как на экране конфликты решаются силой, он считает, что это норма, и начинает вести себя так в реальной жизни. Так что постарайтесь разумно ограничивать детей от воздействия медиа. Но смиритесь: полностью оградить от информации не удастся, запрещенные родителями фильмы и ролики они могут посмотреть и вне дома.
Фото: 66.ru; кадр из фильма «Выпускной»; архив 66.ru