Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык

11 октября 2016, 12:30
«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык
Фото: Данила Старков для 66.ru
Лучший волонтер России, учитель Данила Старков долгое время преподавал русский язык в лицее Сент-Экзюпери в пригороде Парижа. Мы попросили Данилу рассказать, чем отличаются лицеи Франции от российских, а также как ему удается мотивировать местных подростков не пропускать занятия, учить склонения и спрягать русские глаголы. И главное — где французским школьникам может пригодиться русский язык.

Обязательное образование во Франции заканчивается в 16 лет. После этого подростки могут выбирать, что им делать дальше: идти работать, поступать на курсы профессиональной квалификации или продолжать учиться в старшей школе, то есть поступать в лицей.

Французские лицеи не имеют ничего общего с российскими. Они существуют отдельно от младшей и средней школы. В них уже чувствуется университетский дух. Дети во Франции, как правило, более самостоятельны, поэтому поступление в лицей для них — это осознанный шаг, а не просто решение их родителей.

«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык

«Лицеи во Франции — это отдельный образовательный институт. Он не связан ни с начальной, ни со средней ступенями школьного образования. И, конечно, не имеет ничего общего с тем, что называют лицеем в России». На фото: ученики лицея Сент-Экзюпери

Лицеи делятся на три класса: второй (15–16 лет), первый (16–17) и выпускной (17–18). Я преподавал русский во всех трех классах лицея Сент-Экзюпери. Все классы в лицее делятся по направлениям: экономически-социальное, филологическое или научное. Есть ряд технических специальностей. Каждое направление предлагает дисциплины по выбору. В том числе — иностранные языки.

Русский язык можно учить во многих школах Франции как второй или третий язык. Набор языков полностью зависит от решения администрации школы. В лицее Сент-Экзюпери дети могли выбрать из шести языков: английский, испанский, немецкий, португальский, арабский и русский. В других школах администрация предлагает учить китайский, итальянский, польский…

«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык

«Обычно группы студентов, которые хотят учить русский, не превышают 15 человек. Для сравнения — мои коллеги из Мексики и Германии ведут занятия в группах по 30 человек». На фото: день русской кухни в лицее

Еще до прошлого года вторым языком мог стать любой. Но с этого года все изменилось. Теперь английский — обязательный во всей стране. Есть, конечно, школы, которые предлагают изучать сразу два иностранных языка. Причем в том же объеме, что и английский. По статистике, русский язык стоит на пятом месте в рейтинге самых популярных иностранных языков в Евросоюзе.

Зачем школьники во Франции учат русский язык? Во-первых, это экзотично. Французы давно изучили все курорты Италии. Германия и Бельгия знакомы им как свои пять пальцев. В то же время русский язык и русская культура — это что-то такое извне, но при этом вроде бы и не такое далекое, как, например, Япония или Латинская Америка. К тому же исторически Россия и Франция всегда были тесно связаны. В Париже очень много «русских» мест.

Во-вторых, знание русского языка может помочь студенту поступить в университет. Иметь специализацию в чем-то необычном — большой плюс. Даже если ты собираешься изучать математику.

«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык

«За пару месяцев до моего отъезда мы с ребятами сняли небольшой фильм о том, как сталкивались наши культуры и к чему это привело».

Лицей Сент-Экзюпери находится в городе Мант-ля-Жоли, пригороде Парижа. Жителями пригорода, как правило, становились мигранты, переехавшие во Францию в течение XX в. Естественно, социализация выходцев из разных культур не могла проходить безболезненно. Лет 20 назад на улицах Манта убили полицейского, и Мант-ля-Жоли приобрел не очень хорошую репутацию. Сами французы, услышав, что я работаю в пригороде, говорили что-то вроде «поосторожней там». Но на самом деле опасаться было нечего — сейчас здесь спокойно.

В лицее довольно много учеников из не самых обеспеченных семей. Мне попался класс, о котором ходила дурная слава. Я ждал, что на первом же занятии меня закидают помидорами, но все обошлось — ребята оказались отличные. Просто они хуже чувствовали дистанцию между собой и преподавателем.

«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык

«Первое время организовать занятия в лицее мне было трудно. Дело в том, что мне не могли выделить аудиторию. Преподавательница, отвечавшая за мое распределение, заболела, и классы никто не предупредил о моем присутствии в школе. В итоге я ходил на работу две недели просто так». На фото: изучающие русский язык студенты Клоэ, Тибо и Малеа.

Пару раз дети пытались бравировать своей взрослостью, брать на слабо. Спрашивали что-то в духе: «Мсье, а вы ходите по клубам?» или «Мсье, а вы курили кальян на выходных?» Я сразу решил развеять миф о том, что учитель не умеет веселиться, ходит только в библиотеку и вообще живет над человеческим миром, и отвечал на все их вопросы честно. Это помогло мне завоевать их уважение.

На уроках не было запретных тем. Мои ученики могли свободно рассказывать о своих отношениях, о том, где и с кем тусовались на выходных, о личных проблемах и переживаниях. Главное правило: как можно больше говорить на русском. Один мальчик даже принес мне список ругательств на русском. Я взял, исправил ошибки и вернул ему. Ведь это тоже важный аспект изучения языка, плюс определенная мотивация.

«Могут спросить вас о Путине и однополых браках». Зачем школьники во Франции учат русский язык

«Со многими учениками я до сих пор на связи — в «Фейсбуке», в «Инстаграме». Они рассказывают мне, куда съездили, в кого снова влюбились, какой университет будут выбирать…» На фото: один из выпускных классов этого года. Сейчас эти ребята уже учатся в университетах.

Проблем с учениками из-за подпорченного имиджа России за границей у меня никогда не было. У французов есть четкое понимание того, что политика и люди — разные вещи. Порой они не прочь поспорить, но в то же время всегда готовы выслушать вашу точку зрения. Еще французы иногда могут спросить о вашем отношении к Владимиру Путину или, например, к однополым бракам. Но никакой демонизации России во Франции нет. Критика, которую можно услышать в выпусках новостей, касается только государства. Кстати, собственных политиков французы критикуют ничуть не меньше.

архив 66.ru