Ученые Уральского отделения РАН приступили к изучению екатеринбургской грязи, которое им поручил мэр Евгений Ройзман. Они взяли по пять проб из дворов, расположенных в разных районах города. Все образцы — с функциональных зон микроландшафта: это дорожная пыль, осадок из лужи, грунт с газона, санкционированной и незаконной парковок, передает ТАСС.
— Сейчас грязевые отложения сушатся естественным образом. Первым делом мы пропускаем грязь через сито диаметром полмиллиметра. Знаете, это точно так же, как моют золото. Только вместо драгоценного металла остается крупная фракция — это твердые камни, обломки стекла, гравия, мусор. Все это запаковываем в отдельные пакеты, записываем в журнал, затем будет проходить гранулометрический анализ.
После этого в дело вступает более мелкое сито, которое отделяет фрагменты проб мельче 0,25 мм. Их ученые толкут пестиком с резиновым наконечником, чтобы получилась однородная субстанция. «Мы получаем именно ту пыль, которая в сухую погоду поднимается ветром, проникает в легкие и бронхи жителей города. Затем начинается этап взмучивания, то есть остатки грязи заливаются дистиллированной водой и замеряется, как оседают крупные и мелкие частицы. Процесс трудоемкий», — рассказывает Андриан Селезнев.
Сейчас в лаборатории ученые оттачивают технологию и стараются не потерять ни миллиграмма грязи.
— На последнем этапе с использованием воронки Бюхнера и колбы Бунзена под давлением прокачивается вода, и на специальном фильтре остается слепок грязи. Дальше уже с использованием специальных машин будет изучаться минералогический и элементный состав проб, отделяться пыль, песок, ил и радиация. Изучение планируется закончить к концу зимы.
Главное для ученых — определить природу городской пыли и сказать, связана ли грязь с геологией города, почвами, торфом газонов, со строительными работами или транспортом.
— Пока подводить итоги исследования рано. Но есть первые результаты изучения нескольких проб. Оказалось, что по химическому составу основа грязи — это частицы автомобильных шин, колодок и раскрошенный в результате соприкосновения с автомобильными шипами асфальт.
Однако то, что грязь состоит из стертых шин, — совсем не новость, об этом заявлялось и раньше.
Напомним, весной Евгений Ройзман поручил ученым провести масштабное исследование, которое должно занять примерно год. Один из экспертов, занимающихся этим вопросом, — заведующий лабораторией комплексных исследований и экспертной оценки органических материалов Центра коллективного пользования УрФУ Олег Ельцов рассказал Порталу 66.ru, что ранее таких исследований в его вузе не проводили.
По его словам, самая главная причина появления грязи в городе заключается в том, что полгода город не моют. «В результате грязь скапливается вместе со снегом. Вторая причина — наши автомобилисты часто заезжают на газоны и выносят грязь на своих колесах. Сами газоны часто расположены выше поребриков, и в период обильного снеготаяния грязь стекает на дороги. Много грязи идет со строительных площадок», — отметил он.
Ельцов также говорил, что исследование — это только первый шаг. «Очевидно, что после того, когда станут понятны состав и происхождение грязи, потребуются административные решения. Скорее всего, придется переоборудовать улицы, вносить изменения в дренажную систему, больше снега вывозить из города», — резюмировал ученый.