Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Главная проблема — отсутствие свободы». Алексей Иванов — об «Игре престолов», провинции и обаянии 90-х

15 сентября 2016, 16:30
«Главная проблема — отсутствие свободы». Алексей Иванов — об «Игре престолов», провинции и обаянии 90-х
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
В начале сентября роман известного уральского писателя был признан книгой года. Жюри главной национальной премии назвало «Ненастье» лучшим произведением в прозе. Права на экранизацию романа уже купил канал «Россия». Это далеко не первая книга Иванова, которая становилась основой для киносценария или театральной постановки.

Сегодня Алексея Иванова по праву можно назвать одним из самых востребованных писателей современной России. Встреча с читателями, завершившаяся несколько часов назад в Ельцин-центре, подтвердила это в очередной раз. Несмотря на рабочее время, в атриум-зале собрались несколько сотен человек, и каждый из них покорно дожидался своей очереди, чтобы задать вопрос Иванову. Мы тоже побывали на встрече и записали для вас самое интересное: почему сериалы все чаще оказываются востребованы публикой больше, чем полный метр, как Екатеринбургу удалось стать «образцовой столицей региона» и в чем заключается мощь и обаяние 90-х.

«Главная проблема — отсутствие свободы». Алексей Иванов — об «Игре престолов», провинции и обаянии 90-х

Об «Игре престолов» и качественных сериалах

— Большое, широкопрокатное кино переходит в разряд зрелищных спецэффектов для подростков, и серьезному человеку просто неинтересно его смотреть. Даже большие художники кинематографа уходят в сериалы, потому что только в формате драматического сериала современный режиссер может вести со зрителем полноценный диалог. И сериал становится очень востребованным, потому что там работают лучшие силы и лучшие мастера. Кроме того, именно сериал воплощает в себе то, к чему стремилась культура конца XX в., то есть финал эпохи постмодерна.

Постмодерн, если упрощенно говорить, — это текст о текстах. Разработчики сериалов разработали технологию создания произведения постмодерна так, чтобы этот постмодерн не выглядел деструктивно, неумолимо, как он выглядит в российском изводе, а выглядел позитивно, чтобы сохранял основные гуманистические черты. Основа сериального постмодерна в том, что совмещаются парадигмы, которые раньше не совмещались. Например, парадигмы разных жанров.

Возьмем суперуспешный сериал «Игра престолов». Там совмещаются сразу две парадигмы: во-первых, это жанр фэнтези, во-вторых, противоположный этому жанр — жанр историзма, такого исторического натурализма. Фэнтези — это что-то, что абсолютно придумано; историзм — это то, что всегда опирается на факты. Совместить это несовместимое раньше никто не мог, а вот сейчас — взяли и совместили. И получился удивительный продукт.

Об эпохе 90-х

90-е мне бесконечно интересны. Эта эпоха очень значима сразу по нескольким причинам. Во-первых, 90-е годы — это годы свободы, те годы, когда история двигалась, а сейчас она окостенела. И эти годы всегда будут интересны для тех, кто придумывает сюжеты.

На 90-е годы пришлось время моей молодости, период молодости — это всегда лучшее время. Поэтому 90-е мне нравятся и по-человечески, не только с драматургической точки зрения. 90-е годы особенно интересны тем, что в эти годы закладывалось то, что существует сейчас, слагались основы политического общества. Когда мы хотим поговорить о современном мире, нужно вернуться к 90-м годам, к тому времени, когда все начиналось.

Конечно, в массовом сознании — это годы развала, но все-таки не надо забывать, что в 90-е годы действовал очень мощный созидательный процесс. И разглядеть его — увлекательная художественная задача.

«Главная проблема — отсутствие свободы». Алексей Иванов — об «Игре престолов», провинции и обаянии 90-х

О противостоянии Перми и Екатеринбурга

В Перми я давно не живу, не знаю, как там ко мне относятся. На мой взгляд, эти два города олицетворяют собой две противоположные тенденции самопрезентации провинции. Екатеринбург — это образцовая региональная столица, а Пермь — это образцовая столица провинции. Поскольку Пермь — это эталонная провинция, она претендует на некую исключительность. Это не значит, что она столица провинций. И вот на этом противоречии и строятся конфликты и недовольства друг другом, людьми Екатеринбурга.

«Главная проблема — отсутствие свободы». Алексей Иванов — об «Игре престолов», провинции и обаянии 90-х

О герое нашего времени

Мне фильм «Географ глобус пропил» очень понравился. Разница между книгой и фильмом, безусловно, есть, разница и сюжетная, и идейная. Понятно, что весь роман в фильм не запихать. Волей-неволей приходится каких-то героев отбрасывать режиссеру, потому что перевод из одной художественной системы в другую всегда проходит с какими-то потерями. К этому надо относиться с пониманием. И судить картину нужно по самому фильму, а не по степени его близости к книге. Если фильм получился хорошим — значит это хорошая экранизация.

Дело в том, что роман я написал двадцать с лишним лет назад, и роман рассказывал о герое нашего времени — Викторе Служкине — в середине девяностых. Герой нашего времени — это очень интересная фигура, это такой персонаж, в судьбе которого воплощается драма эпохи. В романе он формулирует свое кредо: «Я хочу жить как святой». Главное, чего ему не хватает, — примирения. Отсутствие гармонии — это главная проблема 90-х гг., потому что жизнь человека разваливалась, непонятно было, что делать.

Когда Александр Велединский снимал фильм, были уже десятые годы, и ему волей-неволей пришлось проецировать проблему Виктора Служкина на проблему 10-х гг. Виктор Служкин по-прежнему остался героем нашего времени, и его главная проблема — не отсутствие гармонии, а отсутствие свободы.

«Главная проблема — отсутствие свободы». Алексей Иванов — об «Игре престолов», провинции и обаянии 90-х

О том, как стать востребованным писателем

Я, по правде говоря, не знаю, как сейчас пробивать свои произведения в печать, потому что для меня эта проблема решена. Но, наверное, можно попытаться поучаствовать в каких-то всероссийских премиях. Можно отправить в издательство, но тоже маловероятно. По своему опыту я могу сказать, что самый надежный путь — это иметь какого-то знакомого из московских издателей, критиков, чтобы он лично порекомендовал вашу книгу. Без личного знакомства вряд ли что-то получится. Во всяком случае у меня не получилось, пока не состоялось личное знакомство.

Текст: Ольга Корюкова для 66.ru. Фото; Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU