Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Первый большой проект музея Бориса Ельцина: горячий август 91-го в 80 снимках известных фотографов

18 августа 2016, 16:55
Первый большой проект музея Бориса Ельцина: горячий август 91-го в 80 снимках известных фотографов
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Люди на площади, БМП, баррикады, яркие плакаты и лозунги, уличный хаос, дорожные знаки, арматура, марлевые повязки, противогазы — такими запомнились несколько августовских дней 1991 года в Москве, Свердловске, Ленинграде, Ярославле, Перми и многих других российских городах.

Автор концепции Музея первого президента России Павел Лунгин предлагает зрителям пройти через семь самых напряженных дней ельцинского правления, взяв за основу библейский миф о семи днях творения. По сути это семь самых сложных, переломных точек на пути перехода от СССР к новой России. Для того чтобы попасть из одного дня в другой, зрителям приходится перемещаться по лабиринту, каждый раз делая крутой поворот. День первый — «Мы ждем перемен!», день второй — «Августовский путч», или «Хмурое утро 91-го»…

Зрители попадают в типовую советскую квартиру. Им объясняют: это в точности воссозданная гостиная Бориса Ельцина того времени. Многие вещи, которые можно увидеть здесь, переданы музею его семьей. На экране старенького телевизора с 6 утра идет запись «Лебединого озера». Люди, пережившие смерть многих политических лидеров (Леонида Брежнева в 1982-м, Юрия Андропова в 1984-м, Константина Черненко в 1985-м), понимают, что это значит. Раздается телефонный звонок. Голос на другом конце полушепотом сообщает: Михаил Горбачев больше не может исполнять свои обязанности. В новостях говорят — «по состоянию здоровья».

Выходя за дверь, посетители музея, как когда-то жители Москвы, оказываются на баррикадах. По улицам идут танки, в стране введено чрезвычайное положение. Вся власть перешла к ГКЧП. «Это был государственный переворот — попытка вернуть страну в тоталитарное прошлое, к власти коммунистической номенклатуры, цензуре, страху, бесправию. И тогда граждане вышли на площади», — говорится в аннотации к фотовыставке, посвященной 25-летию августовских событий, в Арт-галерее Ельцин-центра.

«Август 91-го. Люди на площади» — это первый большой фотопроект Музея Бориса Ельцина, состоящий из 80 фотографий, сделанных очевидцами тех событий. Каждый кадр, говорят авторы выставки, — «документальное свидетельство народного протеста». На ней можно увидеть работы многих известных фотографов. Один из них — Георгий Пенхасов, входящий в международное агентство Magnum photo.

В августе 1991-го многие выходили на улицы с фотоаппаратами, чтобы сохранить для истории то, что происходило на площадях. Так появились тысячи кадров, сделанных на улицах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Перми, Владивостока, Ярославля и многих других российских городов.

Как рассказал Порталу 66.ru куратор выставки Дмитрий Пушмин, главным критерием при выборе фотографий для проекта стали эмоции людей, которые несколько суток стояли на площадях под дулами танков.

«Собранные вместе, эти разрозненные снимки складываются в единую картину отчаянного народного сопротивления, благодаря которому августовские события вошли в историю лишь как провалившаяся попытка государственного переворота», — говорят авторы проекта. Но одним из главных экспонатов проекта «Август 91-го. Люди на площади» стал российский флаг.

21 августа триколор был поднят над зданием верховного совета РСФСР. Провисел он недолго: всего сутки. Флаг был сделан из шелка и не смог бы долго находиться на ветру. Кроме того, он был слишком мал.

История этого триколора началась за год до путча. Флаг должен был украсить выставку российских товаров в Швеции, но в КПСС идею не одобрили. Триколор забрал и повесил в своем кабинете Виктор Ярошенко. Когда Борис Ельцин решил вывесить флаг над Белым домом, то обратился к теперь уже бывшему министру внешнеторговых связей с просьбой достать этот флаг. Ярошенко, конечно, согласился.

После того как флаг сняли, заменив его на более прочный, нейлоновый, Ярошенко увез его с собой во Францию. Там он провисел под стеклом в Музее российского флага в течение десяти лет. Говорят, Ярошенко предлагали большие деньги за триколор, но продавать «символ новой России» он не стал.

Еще один ценный экспонат — оригинал плаката «Жертвы этой ночи», который был сделан специально для митинга «в поддержку демократических сил и президента России Бориса Ельцина». Митинг прошел на площади 1905 года в Свердловске 21 августа 1991 года и стал одним из самых многочисленных: по разным оценкам, в нем приняли участие от 100 до 200 тысяч человек.

Рядом с плакатом можно увидеть фотопанно, снятое известным свердловским фотографом Сергеем Крыловым. Если приглядеться, то на фото с площади 1905 года можно заметить тот самый плакат.

Также на выставке представлены крупные планы главных участников митинга, снятые фотографом Андреем Порубовым. Например, можно разглядеть лицо руководителя Центра общественной поддержки Бориса Ельцина и председателя Свердловского городского стачкома.

Тогда, в 1991 году, председатель стачкома Тамара Алайба говорила собравшейся толпе: «Мы защищаем не только президентов Горбачева и Ельцина. Мы защищаем себя и своих детей, нашу и вашу свободу. Мы призываем вас не выполнять указы самопровозглашенного комитета и требуем его немедленного отстранения от власти, ареста и суда главных государственных преступников. Мы объявляем бессрочную политическую забастовку до полного восстановления законной власти».

Еще одно фотосвидетельство — работа видеооператоров на митинге напротив здания городской администрации. Один из основателей «Четвертого канала» Игорь Мишин вспоминает: «Весь небольшой коллектив телекомпании работал в эти августовские дни и ночи, мы выдавали в эфир хронику городских событий, дежурили в горсовете, передавали в эфир то, что удавалось узнать из Москвы. За три дня мы получили грандиозный опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Именно тогда мы почувствовали себя настоящим телевидением».

Фото: Сергей Логинов для 66.ru