Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо

12 августа 2016, 16:10
Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Для многих иностранцев Россия — это экзотика для души и обязательная точка на карте кругосветных путешествий. Немец русского происхождения рассказывает Порталу 66.ru, за что любит нашу страну, почему Россия — самое свободное государство и отчего его радуют сломанные светофоры и торчащие из-под земли трубы.

Дима Кресс переехал в Германию вместе с семьей в 1995 г. из города Кокчетав в Казахстане. Там ему поменяли имя на далекое от Дмитрия Denis (правительство Германии посчитало, что так эмигрант станет ближе к немецкому народу), и он пошел в школу с такими же детьми эмигрантов, после которой окончил университет по специальности «инженер машиностроения».

И вот спустя 21 год уже инженер авиастроительной компании Airbus приехал в Екатеринбург в гости к родственникам. Мы прогулялись с Димой и его сестрой по городу, и он рассказал, как живется мюнхенским инженерам и почему в Екатеринбурге европеец чувствует себя свободно.

Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо

Самым первым испытанием для немца стал обмен валюты. В Европе обменники стоят на каждом углу. В банках Екатеринбурга меняют на рубли только новые купюры, ни разу не бывавшие в обороте. Для Димы это стало большим удивлением. И сколько бы он ни ходил по обменным пунктам в надежде поменять ликвидные на родине евро — так с ними и остался.

— Мне было девять лет, когда мы переехали в Германию. Мой папа — немец, а мама — русская. И когда Советский Союз распался, немцы имели право эмигрировать в Германию вместе с семьей. Там мне поменяли имя на Denis, и я получил свой немецкий паспорт. В школе ребята с постсоветского пространства были более образованными, чем немецкие школьники на тот момент: технические школьные предметы в России начинают изучать раньше. Наверное, поэтому в университете мне было тоже легко. На уроках математики и физики мы не уставали и решали всё быстрее всех. А вот немецкий язык давался сложно. Все учителя были немцы, и понять, что они говорят, поначалу было невозможно, но за два года я выучил немецкий.

Я выбрал среднюю школу с физико-математическим уклоном, после окончания которой пошел в переходную школу (специальные учебные заведения, которые позволяют школьникам достичь уровня полного среднего образования или, по немецким стандартам, уровня гимназии, который соответствует 12 годам обучения в школе). А там поступил в университет на инженера машиностроения. Пойти на эту специальность было правильным решением, потому что в Германии всегда и везде требуются инженеры, особенно хорошие. Сами университеты и правительство вкладывают большие средства в техническое образование, а мировые компании заинтересованы в специалистах из Германии.

Сейчас я работаю в компании Airbus, где проектирую детали самолетов. Это престижная работа с достойной заработной платой. Правда, половиной этих денег я плачу налоги, но я считаю это нормальным, ведь взамен я полностью социально защищен и обеспечен: в Германии бесплатная медицина и образование, хорошие дороги и социальные проекты.

Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо

Первое, что захотел Дима, как приехал, — попробовать чебуреки. В кафе его выбор пал на огромный чебурек с бараниной, чтобы удостовериться в его пропорциях (производитель заверяет, что готовый товар будет ровно 28 см), даже померил длину салфеткой. И параметры совпали, и вкус понравился.

Раньше русские эмигранты в Германии стеснялись своего происхождения. Если на улице встречали друг друга, старались говорить между собой по-немецки, редко — по-русски и то практически шепотом. Знакомство между собой публично не признавали. Сейчас уже нет такой тенденции: немцы перестали опасаться русских, рассматривать нас как старого врага. Мы становимся друзьями, коллегами. Несмотря на непростые исторические взаимоотношения, все-таки начали находить общий язык.

Мне не стать настоящим немцем, хоть я и живу там более двадцати лет. По духу я чувствую себя больше русским, меня воспринимают как выходца из России. В моей компании проверяют, есть ли у меня контакты с вашей страной, насколько они серьезны и даже не опасны ли для Airbus. Там мне напоминают, что я родом из России, а не из Германии.

Есть ли разница между немцами и русскими в восприятии мира? Есть. Русские — жизнерадостные оптимисты. Русские люди не обращают внимания на какие-то неприятные мелочи типа сломанного светофора или ямы на дороге, в Германии — наоборот. Немцы постоянно чем-то недовольны и в незначительных мелочах жизни видят лишь негатив.

Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо

Наш фотограф Сергей на смотровой площадке «Высоцкого» провел Диме небольшую лекцию по истории городского конструктивизма. Для иностранца необычными показались наши топонимы (уральский «Пентагон»), отдаленность озера Шарташ и улицы Шарташской, телебашня и цирк. На память Диме мы подарили карту Екатеринбурга, чтобы ничего из рассказанного о городе не забылось.

Иду по Екатеринбургу — и чувствую свободу: вы можете делать, что захотите, например, пойти и спокойно порыбачить (В Германии заниматься рыболовством можно только при наличии лицензии, иначе это будет расцениваться как браконьерство с последующим штрафом примерно в 1500 евро (107681 рубль по нынешнему курсу), — прим. ред.). Наверное, за это я и люблю Россию.

Россия — удивительная и совсем другая страна, в отличие от Европы. Все государства там слились в одно, и ты не заметишь особой разницы, если приедешь из Германии в Чехию. Всё одинаковое. А тут каждый город — особый, и сама территория настолько большая, что можно побывать и на далеком севере и в тропиках, не выезжая из одной страны. Это классно!

Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо

Еще мы рассказали Диме про уральский стрит-арт. Теперь в его органайзере, куда он записывает городские достопримечательности для посещения, красуется надпись: «Двор Старика Букашкина». «У вас даже трубы (трубы теплотрассы) красиво из земли торчат! А в Германии их бы давно закопали. Помню, как в детстве мы с друзьями по ним ходили».

В Германии только люди с ограниченным мышлением говорят о России негативно. Я вообще считаю, если человеку нужно видеть только плохое, он это будет видеть во всем. Друзья читают новости в интернете, мы узнаем о России разные факты из разных источников. Мой коллега — итальянец Джорджио очень любит вашу страну и часто отдыхает у вас. Даже мечтает открыть в Питере свой бар.

Немецкий и русский менталитет — совсем разные. В Германии, да и, в принципе, вообще в Европе люди не спешат жить. Мне 30 лет — и моя жизнь только начинается, я не спешу заводить семью и детей, я хочу путешествовать, строить карьеру, узнавать мир. Не понимаю, зачем тут к 25 годам стремятся всё это скорее приобрести. Нужно получить от жизни всё, пока ты молодой.

Что касается отношения немцев с законом — если есть какие-то правила, то их не будут нарушать: никто не будет парковаться там, где это запрещено.

У вас в городе я вижу много исторических зданий, но они не сохранены в изначальном виде или разрушены. Хотя это выглядит даже красиво! У нас, наоборот, если зданию больше ста лет, то его будут сохранять в любом виде: ничего нельзя менять ни внутри, ни снаружи, нельзя даже не подходящие по стилю обои клеить.

Ваша Раша. Немец из Airbus объясняет, почему ямы на дорогах Екатеринбурга — это хорошо

Из русского детства у немецкого инженера сохранилось воспоминание о бабушках, которые продавали на улицах семечки (а еще они виртуозно складывали для них кулечки из газет). Дима интересовался, где они сейчас, но в центре ни одна из них нам так и не попалась.

Сейчас я хочу отправиться в кругосветное путешествие, так что можно считать Екатеринбург его отправной точкой. Хочу объехать Азию, побывать в Норвегии и вернуться в Таиланд. Я бы даже переехал жить в Норвегию: там выше уровень жизни и очень красивая природа. А в Таиланде провел бы старость, потому что там хороший, теплый климат, добрые люди, жить дешево и, конечно, крутой массаж!

Обязательно буду путешествовать по России, ведь я еще нигде не был. Особенно хочу увидеть остров Сахалин! Вообще я призываю всех русских больше путешествовать по миру, ведь только так можно составить о нем собственное мнение, избавиться от предрассудков насчет других стран. Именно путешествуя, вы заметите, что все мы одинаковые.

Текст: Алена Лебедева. Фото: Сергей Логинов для 66.ru