Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

8 июля 2016, 15:42
Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Фестиваль уличного искусства ежегодно пополняет копилку Екатеринбурга новыми достопримечательностями. Но живут они на улицах города недолго: какие-то уже исчезли навсегда, а на какие-то просто стыдно смотреть.

Екатеринбург называют столицей стрит-арта России. Так это или нет — судить не нам, но уличное искусство здесь давно стало важной частью городского облика.

Большинство крупных и знаменитых объектов появились благодаря фестивалю «Стенограффия». Уже в течение семи лет в первые выходные июля в Екатеринбурге собираются лучшие художники страны и мира и превращают унылое городское пространство в произведения искусства, которыми можно гордиться.

Можно представить, что через несколько лет по тропам «Стенограффии» зашагают толпы туристов, об этом явлении будут снимать документальные фильмы и писать диссертации. Но есть проблема: многие объекты «Стенограффии» могут просто не дожить до лучших времен.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Одним из самых знаменитых первых объектов фестиваля стал «Дантист». Художник Никита Nomerz изобразил лицо курильщика с выпавшими зубами и трубой-сигаретой на стене одноэтажного строения на улице Воеводина, 4 б. Эта работа попала в сотню лучших стрит-арт-объектов мира.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Но, видимо, коммунальные службы не прониклись уличным искусством, и Дантиста замазали краской. Сейчас уже ничего не напоминает о том, что когда-то эта стена принесла мировую славу Екатеринбургу.

Сейчас «Стенограффия» проходит при активной поддержке городской администрации, и, может быть, поэтому нагло замазывать картины уже не решаются. Но встает другая проблема — объекты страдают от вандалов, и их изнашивает время.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Это «Стенограффия» 2011 года. На фото — картина Стаса Sheme.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

А вот так выглядит некогда яркая будка теперь. Краска облупилась и поблекла.

Создатели фестиваля в 2015 году пытались собрать деньги на восстановление и реставрацию объектов, но у них ничего не вышло. Из необходимого полумиллиона на проект «Хранители стрит-арта» было собрано только 42 тысячи рублей.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

«Девушка-фавн» задумчиво улеглась во дворе на улице Гурзуфской, 36 в 2012 году.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Сейчас рядом с ней валяется мусор, а из стены выглядывают кирпичи. Когда картина только появилась, зрители признавались, что любят приходить сюда подумать. Наверное, сейчас размышлять рядом с девушкой не так уютно, как раньше.

В этом году на открытии «Стенограффии» организаторы вновь поднимали вопрос реставрации работ, но он так и остался открытым. Денег на восстановление пока нет, и с каждым годом объекты изнашиваются все больше.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

В переходе у кинотеатра «Салют» художник Покрас-Лампас создал необычное пространство. Не многие знают, но на этой стене спрятано послание, которое видно только при ультрафиолете: «ALL YOUR WALLS ARE BELONG TO US».

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет
Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Была идея поставить в переходе ультрафиолетовые лампы, в рамках «Хранителей стрит-арта», но воплотить ее не удалось. И теперь роспись Лампаса покрылась грязью и облупилась.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Команда из Новосибирска «Так надо» нарисовала двух довольных старичков. Их работа «Образ счастья. 2054» радовала всех прохожих на ул. Шейнкмана, 45.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Старичков не тронули вандалы, но время взяло свое.

Идеологи «Стенограффии» хотели подойти к восстановлению по-научному: пригласить настоящих специалистов по реставрации, позвать авторов-создателей, купить качественную краску... Но первый проект «Хранители стрит-арта» не нашел спонсоров. Что будет дальше — неизвестно. Организаторы уверяют, что их не оставила эта мысль, но сейчас реализовать процесс восстановления сложно.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

Чудесным образом эта же команда из Новосибирска превратила два ржавых резервуара для воды в одну из главных стрит-арт-достопримечательностей Екатеринбурга.

Печальное наследие «Стенограффии». Что стало с работами именитых художников через несколько лет

А теперь бочка сгущенки и бочка супа заклеены объявлениями, и приводить сюда гостей города немножко стыдно.

Если ситуация не изменится, то многие городские достопримечательности сольются с нагоняющими тоску стенами или останутся только на фотографиях.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; stenograffia.ru; boomstarter.ru; личная страница Марины Ягоды в социальной сети «ВКонтакте»