Екатеринбург называют столицей стрит-арта России. Так это или нет — судить не нам, но уличное искусство здесь давно стало важной частью городского облика.
Большинство крупных и знаменитых объектов появились благодаря фестивалю «Стенограффия». Уже в течение семи лет в первые выходные июля в Екатеринбурге собираются лучшие художники страны и мира и превращают унылое городское пространство в произведения искусства, которыми можно гордиться.
Можно представить, что через несколько лет по тропам «Стенограффии» зашагают толпы туристов, об этом явлении будут снимать документальные фильмы и писать диссертации. Но есть проблема: многие объекты «Стенограффии» могут просто не дожить до лучших времен.
|
---|
Одним из самых знаменитых первых объектов фестиваля стал «Дантист». Художник Никита Nomerz изобразил лицо курильщика с выпавшими зубами и трубой-сигаретой на стене одноэтажного строения на улице Воеводина, 4 б. Эта работа попала в сотню лучших стрит-арт-объектов мира. |
|
---|
Но, видимо, коммунальные службы не прониклись уличным искусством, и Дантиста замазали краской. Сейчас уже ничего не напоминает о том, что когда-то эта стена принесла мировую славу Екатеринбургу. |
Сейчас «Стенограффия» проходит при активной поддержке городской администрации, и, может быть, поэтому нагло замазывать картины уже не решаются. Но встает другая проблема — объекты страдают от вандалов, и их изнашивает время.
|
---|
Это «Стенограффия» 2011 года. На фото — картина Стаса Sheme. |
|
---|
А вот так выглядит некогда яркая будка теперь. Краска облупилась и поблекла. |
Создатели фестиваля в 2015 году пытались собрать деньги на восстановление и реставрацию объектов, но у них ничего не вышло. Из необходимого полумиллиона на проект «Хранители стрит-арта» было собрано только 42 тысячи рублей.
|
---|
«Девушка-фавн» задумчиво улеглась во дворе на улице Гурзуфской, 36 в 2012 году. |
|
---|
Сейчас рядом с ней валяется мусор, а из стены выглядывают кирпичи. Когда картина только появилась, зрители признавались, что любят приходить сюда подумать. Наверное, сейчас размышлять рядом с девушкой не так уютно, как раньше. |
В этом году на открытии «Стенограффии» организаторы вновь поднимали вопрос реставрации работ, но он так и остался открытым. Денег на восстановление пока нет, и с каждым годом объекты изнашиваются все больше.
|
---|
В переходе у кинотеатра «Салют» художник Покрас-Лампас создал необычное пространство. Не многие знают, но на этой стене спрятано послание, которое видно только при ультрафиолете: «ALL YOUR WALLS ARE BELONG TO US». |
|
---|
|
---|
Была идея поставить в переходе ультрафиолетовые лампы, в рамках «Хранителей стрит-арта», но воплотить ее не удалось. И теперь роспись Лампаса покрылась грязью и облупилась. |
|
---|
Команда из Новосибирска «Так надо» нарисовала двух довольных старичков. Их работа «Образ счастья. 2054» радовала всех прохожих на ул. Шейнкмана, 45. |
|
---|
Старичков не тронули вандалы, но время взяло свое. |
Идеологи «Стенограффии» хотели подойти к восстановлению по-научному: пригласить настоящих специалистов по реставрации, позвать авторов-создателей, купить качественную краску... Но первый проект «Хранители стрит-арта» не нашел спонсоров. Что будет дальше — неизвестно. Организаторы уверяют, что их не оставила эта мысль, но сейчас реализовать процесс восстановления сложно.
|
---|
Чудесным образом эта же команда из Новосибирска превратила два ржавых резервуара для воды в одну из главных стрит-арт-достопримечательностей Екатеринбурга. |
|
---|
А теперь бочка сгущенки и бочка супа заклеены объявлениями, и приводить сюда гостей города немножко стыдно. |
Если ситуация не изменится, то многие городские достопримечательности сольются с нагоняющими тоску стенами или останутся только на фотографиях.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; stenograffia.ru; boomstarter.ru; личная страница Марины Ягоды в социальной сети «ВКонтакте»
Не стали текст читать, да?