Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Это как строить пункты выдачи мобильников гопникам»: зачем нам всем нужны велодорожки

расследование
6 июня 2016, 18:00
Фото: архив 66.ru
Двухколесным места нет: они лишние и на дорогах, и на тротуарах. Решить проблему должно строительство велодорожек, но когда они превратятся в полноценную сеть — загадка.

Велосезон открыт. С каждым днем число двухколесных в городе растет в геометрической прогрессии, а про выходные и говорить не стоит. Точной цифры, сколько в Екатеринбурге любителей велосипедов, нет, но о масштабах распространения этого вида транспорта говорит хотя бы тот факт, что в этом году на «Майской прогулке» велосипедистов было больше, чем пешеходов: 11 000 как минимум.

Примерно теми же темпами увеличивается и уровень ненависти к велосипедистам, которые мешают и пешеходам, и автомобилистам. И вот уже скоро начнут появляться новости, что велолюбитель сбил ребенка или сам стал жертвой невнимательного водителя. Закончится всё, как всегда, большим спором, главный вопрос которого — где ездить велосипедистам. Пешеходы будут говорить: «Убирайтесь на дорогу», автомобилисты в ответ скажут, что на проезжей части им не место.

«Это как строить пункты выдачи мобильников гопникам»: зачем нам всем нужны велодорожки

Почему двухколесные гоняют по тротуарам и как их наказать?

Согласно правилам дорожного движения, на тротуарах и пешеходных зонах велосипедистов быть не должно. Все, кто старше 14 лет, должны передвигаться по такому принципу (в порядке убывания):

  1. По велосипедной или велопешеходной дорожке.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

То есть по тротуару можно ехать, только если «нет возможности двигаться» ни по велосипедной дорожке, ни по обочине, ни по правому краю проезжей части. При этом в законе не прописано, что подразумевает это «нет возможности двигаться», то есть при нарушении наказать велосипедиста будет сложно.

Почему же велосипедисты лезут на тротуары? Ответ прост: на дороге им просто страшно. Ведь есть целая категория водителей-велосипедоненавистников.

Есть десяток причин, помимо езды по тротуарам, за что можно придраться к велосипедисту и отбить у него желание рассекать по городу. Выписать штраф велолюбителю можно, если:

  • Он едет на неисправном транспортном средстве (не стоит снимать тормоза, потому что так круче).
  • У него не включены в темное время суток фары или фонари, а в светлое время суток — ближний свет фар или дневные ходовые огни (если честно, я не видела в городе ни одного двухколесного с фонарем, включенным днем).
  • Он перевозит пассажиров, а это не предусмотрено конструкцией транспортного средства (детей до 7 лет можно перевозить только пристегнутыми, в детском сиденье, а про катания на раме нужно вообще забыть).
  • Он пересекает дорогу по пешеходным переходам (запрет введен неспроста — велосипедист имеет большую скорость и, выезжая на переход, не оставляет водителю времени на совершение каких-либо маневров для предотвращения аварии).
  • Он поворачивает налево и разворачивается на дорогах, имеющих больше одной полосы в данном направлении (то есть поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах).
  • Он едет пьяным.

За нарушение этих правил велосипедисты могут быть оштрафованы на 800–1500 рублей. Самое суровое наказание для велосипедиста — в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения такого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом). Но по сути, почти никого и никогда ни за что не наказывают: как найти велосипедиста без номерных знаков, когда в городе похожих — тысячи?

Как рассказали Порталу 66.ru в отделении пропаганды ГИБДД Екатеринбурга, за прошлое лето было оштрафовано всего 360 велосипедистов. Большинство из них наказали за то, что они не спешились на пешеходном переходе.

ГИБДД Екатеринбурга:

«Это как строить пункты выдачи мобильников гопникам»: зачем нам всем нужны велодорожки

— Правила дорожного движения должны соблюдать все. Эти два вечных конфликта: велосипедист с пешеходом на тротуаре и велосипедист с автомобилистом на дороге — присутствуют всегда. Но, к сожалению, на каждую велодорожку мы не можем выставить по инспектору. Все-таки больше ДТП у нас происходит на дорогах и проезжей части.

«Это как строить пункты выдачи мобильников гопникам»: зачем нам всем нужны велодорожки

Спасут ли город велодорожки?

Заместитель мэра Екатеринбурга по вопросам транспорта и благоустройства Евгений Липович считает, что уровень автомобилизации Екатеринбурга к 2020–2025 годам достигнет уровня Лос-Анджелеса. Поэтому сейчас в планах мэрии сокращать количество автомобилистов, привлекая их, в частности, ездой на велосипеде. Но когда будет создана удобная инфраструктура для этого — непонятно. Поэтому некоторые горожане считают, что велосипедистам вообще стоит перемещаться только в пределах рекреационных зон.

Евгений Енин, телеведущий:

«Это как строить пункты выдачи мобильников гопникам»: зачем нам всем нужны велодорожки

— Шел сейчас от площади 1905 года до «Эха», считайте до «Колизея». Мимо проехали с десяток велосипедистов. 100% ехали по тротуару. Хотя именно по этому участку можно спокойно ехать по проезжей части, там стоянка запрещена, машин у обочины нет. 100% нарушителей в группе, это, согласитесь, сильно. И строить велодорожки с логикой «тогда не будут ездить по тротуару» — это все равно что строить пункты выдачи мобильников гопникам в надежде, что тогда отжимать не будут. Извините, но при таком отношении к закону нужно, скорее, думать о запрете велосипедов за пределами рекреационных зон.

Директор фонда «Город.PRO» Лариса Бузунова, в свою очередь, говорит, что уже в этом году в Екатеринбурге может быть утвержден разработанный фондом при участии жителей Екатеринбурга «Веломастерплан». Чтобы упорядочить ситуацию с проектированием велодорожек, фонд разработал методические указания, охватывающие основные этапы этого процесса — от планирования трассы до конкретных узлов благоустройства.

«Это как строить пункты выдачи мобильников гопникам»: зачем нам всем нужны велодорожки

На схеме (увеличивается по клику) розовым обозначены велодорожки, голубым — велопешеходные зоны, светло-коричневым — совмещенные с проезжей частью. Красным обозначены маршруты, проектирование которых только началось; зеленым — уже существующие. Карта: «Город.PRO»

Лариса Бузунова:

— В идеале велопешеходная дорожка должна быть выполнена из другого покрытия, но в условиях ограниченного бюджета это может быть разметка, нанесение знака «велосипед», дорожные знаки и так далее. Для велопешеходной дорожки нет единого СНиПа и нормативов. То, что пешеходы прогуливаются по дорожкам для велосипедистов, — вопрос времени. Создание велоинфраструктуры — это забег на долгую дистанцию. Все это ново для нашего города, для людей, для пешеходов. Горожане постепенно привыкнут к количеству велосипедистов, к тому, что им тоже нужно свое место и своя дорога. Тогда станет меньше и ссор на дорогах, и плохих новостей.

По словам Ларисы Бузуновой, в Екатеринбурге много широких тротуаров, что позволит построить сеть велопешеходных дорожек. Впрочем, пока в городе выделяют не так много денег на строительство велодорожек, которыми и пользоваться-то будут не круглый год. В 2015 году их построили 6 километров — на улицах Викулова, Волгоградской, Новосибирской 2-й, Союзной. Сейчас в городе прежде всего велодорожки возводят при строительстве и реконструкции дорог. Всего в городе — 22 километра велодорожек.

Вопрос
Что делать с велосипедистами Екатеринбурга?
  • 55%
  • 4%
  • 16%
  • 22%
  • 3%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Фото: архив 66.ru

Марина Шулева