Екатерина Сибирцева пообещала избавить детей от тяжелых бумажных изданий в течение 5–10 лет. Как раз сейчас в Управлении образования идет работа над новой программой по информатизации всех образовательных учреждений, часть которой полностью посвящена использованию в школах электронных учебников. Главный вопрос — где взять деньги на покупку планшетов, чтобы обеспечить ими каждого ученика в Екатеринбурге. О том, какие еще проблемы нужно решить, чтобы вместо привычных всем бумажных учебников в школьных библиотеках детям начали выдавать планшеты, нам рассказала Екатерина Сибирцева.
— Почему школы до сих пор не перешли на электронные версии, ведь издать электронный учебник гораздо проще и дешевле, чем бумажный. В чем проблема?
— Электронные учебники уже выпускаются вместе с бумажными. И тот, и другой проходят грифование в Министерстве образования. Дальше уже каждая школа сама решает, покупать доступ к электронному учебнику или пользоваться бумажными.
— Сколько стоит получить доступ к электронной версии учебника? Наверное, цена ниже, чем у бумажного варианта?
— Сами по себе электронные учебники обходятся намного дешевле. Кроме того, многие издательства предлагают электронную версию учебника бесплатно при покупке бумажной, чтобы привлечь к ним внимание.
— Почему же ими не пользуются в школах?
— Потому что нет единого типа устройства. Далеко не каждая школа может позволить себе закупить планшеты, чтобы выдавать ребенку их вместо книг в библиотеке. Мы можем дать только коды, по которым ребенок может скачать эти учебники. Но где взять само устройство? Получается, что мы должны выделить на них деньги, а потом по конкурсу закупить.
|
---|
— Сегодня у многих детей есть планшеты. Я уверен, что в случае, если школа перейдет на электронные учебники, многие родители будут готовы на собственные средства обеспечить своего ребенка электронным устройством — будь то ридер или планшет. Или этим обязательно должна заниматься школа?
— Школа должна предоставить ребенку учебники в любом случае. Будь то печатный учебник или его электронная версия вместе с планшетом. Родители могут закупить для ребенка второй вариант учебника, то есть еще один комплект, если посчитают это необходимым.
— То есть если я хочу, чтобы мой ребенок учился по электронному учебнику, школа даст мне ссылку на него?
— Пожалуйста, скачивайте электронный. Мы даже договоримся, чтобы вы могли скачать учебник бесплатно или за какие-то очень небольшие деньги. Но если школа все-таки принимает решение перейти на электронную версию, она должна предоставить ребенку не только ссылку, но и электронное устройство.
— Возможна ли ситуация, когда одна половина класса учится по электронным учебникам, а другая — по бумажным? Многие могут сказать, что это дискриминация и ущемление прав детей…
— Да, я допускаю, что многим родителям в классе это может не понравиться. Поэтому я думаю, что школа все-таки должна определиться, какой вариант учебника выбрать. Взять, например, один класс, который будет работать на планшетах в пилотном режиме. Как раз сейчас мы работаем над этим вопросом, разрабатываем большую муниципальную программу по информатизации образовательных учреждений. Отдельный вопрос программы посвящен использованию электронных учебников. Понимаете, пока для этого не созданы все условия, мы даже не имеем права предложить родителям эту услугу. Так что это возможно как альтернатива, но не как единые требования.
|
---|
— Главный вопрос — где взять деньги?
— Сейчас — да. И пока мы не нашли на него ответ. Но есть достаточно обеспеченные школы, скажем так, с точки зрения внебюджетной деятельности, которые оказывают большой спектр платных услуг. Они одни из немногих, кто может позволить себе купить планшеты. Хотя бы на один класс.
— Они эти деньги заработали. Разве они не должны потратить их на что-то другое?
— Они могут себе позволить потратить деньги в том числе и на это. К примеру, они хотели потратить их на покупку новых учебников, но вместо этого купят планшеты. Это же и есть альтернатива. Поэтому мы будем вести переговоры на эту тему, искать учреждения, которые хотят принять участие в эксперименте. Когда мы поймем, насколько это интересно, выгодно и хорошо, тогда будем думать, где взять деньги на всю систему образования. Это будет многолетняя программа. И тут нужно понимать, что любой планшет очень быстро устаревает… Два года для планшета, я думаю, это максимум.
— У вас уже есть список школ, в которых можно запустить электронные учебники в тестовом режиме? Например, девятая гимназия?
— Может быть, это будет в «девятке». На самом деле уже есть довольно много школ, которые хотят участвовать в эксперименте.
— То есть предложить родителям самим купить своим детям планшеты — это не вариант?
— Я думаю, нет. По крайней мере я с такой инициативой выступить не рискну. С этой инициативой могут выйти разве что родители какого-то конкретного класса.
|
---|
— Может ли учитель договориться с родителями конкретного класса о том, чтобы все купили электронные учебники, и избежать обвинений в том, что он выделяет своих детей по сравнению с другими? Это опять же вопрос о дискриминации и жалобах в прокуратуру.
— Тут просто нужно все правильно оформить. Если родители согласны, необходимо попросить их написать заявления, в которых они подтвердят, что это их собственное желание — учить детей с помощью электронных учебников. Хотите? Пожалуйста! От школы в данном случае требуется обеспечить доступ к ресурсу, купить лицензию либо договориться с издательством, чтобы оно бесплатно предоставило доступ к электронным учебникам. В этом проблемы нет. Это вопрос желания.
— Насколько эта задача сейчас приоритетна для вас?
— Я вам честно скажу, что на сегодняшний день она не стоит в числе первых. Самое главное сейчас — предоставить всем детям место в школе и обеспечить качественный уровень образования. Очереди в детские сады удалось ликвидировать, но все равно многие хотят сменить детский сад, потому что он далеко от дома. Точно так же есть проблема с первыми классами. Есть учреждения, которые очень востребованы. Еще один важный вопрос — распределение путевок в детские лагеря. Конечно, на этом фоне электронные учебники не самая основная задача. Но об этом все равно нужно думать, и я постоянно держу это в голове. Поэтому я уверена, что мы к данному вопросу еще вернемся.
|
---|
— Может быть, пока этого не произошло, сделать акцент на видеоуроки? Это когда школьников учат ведущие учителя страны, которые читают им целый курс лекций. Учитель в школе в данном случае выступает в качестве человека, дающего практику. Так можно еще и решить вопрос с квалификацией учителя.
— Видеоуроками не решить проблему с квалификацией учителя. Конечно, если ребенок находится на домашнем обучении или получает образование в семейной форме, то такая организация уроков, возможно, даст свой результат. Но большинство детей учатся очно, и у ребенка должна быть возможность обратной связи с педагогом. И лучше, если это будет не виртуальный учитель, а реальный, которому всегда можно задать вопрос. Ничего плохого в видеоуроках, естественно, нет, но это не панацея для большинства. Более того, грамотный учитель обязательно сам порекомендует ребенку те ресурсы, которыми можно и нужно пользоваться.
— Но в классах такого не показывают. Хотя для этого есть и проекторы, и всё необходимое оборудование.
— Это все тоже на самом деле зависит от учителя. Есть прекрасные уроки, разработанные с использованием компьютерных технологий, этим сегодня владеют очень многие педагоги. И далеко не всегда это обычные презентации. Кто-то показывает эксперимент, кто-то даже умудряется лабораторные работы проводить виртуально, хотя я, например, против этого. Я считаю, что нужно все-таки руками всё делать. Тем не менее почему бы не показать хороший эксперимент по телевизору? Другое дело, что мы можем показывать видеоматериалы не больше 20 минут. То есть только половину урока. Таковы требования СанПиН.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив 66.ru