Новый начальник Управления образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева планирует перевести школы на электронные учебники за 5–10 лет. Одна из самых главных проблем, которую предстоит решить чиновникам, — где взять деньги на планшеты, чтобы обеспечить ими каждого школьника в городе. Тем временем несколько школ Екатеринбурга уже стали участниками эксперимента и тестируют электронные учебники в отдельно взятых классах…
Мы встретились с исполнительным директором Ассоциации интернет-издателей, кандидатом философских наук и бывшим сотрудником издательства УрФУ Владимиром Харитоновым и спросили, кто потеряет больше всех, если 7 млн российских школьников перейдут на планшеты, и насколько реально в условиях экономического кризиса провести «электронную» реформу за 5 лет.
|
---|
Уже сегодня существует приказ Министерства образования РФ, согласно которому все печатные учебники должны иметь электронные версии. Некоторые издательства даже предлагают скачать их бесплатно. Вопрос только в том, где взять деньги на планшеты, чтобы пользоваться ими не только дома. Владимир Харитонов уверен, что при желании найти средства на покупку электронных устройств можно. Любая тайваньская или китайская компания с радостью предоставит хорошие скидки на заказ 7 млн планшетов. |
— Новый начальник управления образования Екатерина Сибирцева пообещала перевести школы Екатеринбурга на электронные учебники за 5–10 лет. Насколько это реально в условиях нынешней экономической ситуации?
— Отрасль электронных книг формировалась на наших глазах. Если вспомнить, то Kindle (устройства для чтения электронных книг, выпускаемые компанией Amazon. — Прим. 66.ru) появились всего 9 лет назад. То есть совсем недавно. Поэтому я думаю, что 5–10 лет — это реальный срок. Да и кризис в стране за это время может закончиться.
— Сколько денег потеряют издатели печатных учебников?
— Издатели и авторы учебников ничего от этого не потеряют, потому что электронные учебники тоже стоят денег. Их тоже кто-то покупает. Примерно за те же самые деньги или меньше. Во всяком случае, даже если они понесут какие-то потери, то они будут несоизмеримы с теми потерями, которые будут у полиграфистов.
|
---|
— То есть история с электронными учебниками невыгодна только тем, кто их печатает?
— Не секрет, что на издании печатных учебников серьезно зарабатывают полиграфисты… На самом деле история с появлением электронных учебников в школах очень долгая. И каждый раз, когда кто-то пытался проводить подобные эксперименты в московских школах, полиграфисты воспринимали их результаты в штыки. Я думаю, что именно поэтому дети до сих пор не перешли на электронные учебники. Полиграфистов, конечно, можно понять: им хочется заказов, больших, вкусных тиражей. В России учатся в школе 7 миллионов детей, а это прекрасный кусок, которого они могут лишиться.
— Вы участвовали в тестировании электронных учебников, которое проводил Российский книжный союз. Насколько они качественные?
— Учебники вполне достойные. Конечно, можно было сделать и лучше… Но я был бы очень рад, если бы мой сын учился в школе по этим учебникам. Думаю, он тоже. Носить каждый день по 10 килограммов бумаги — это тяжело и, я бы даже сказал, просто недопустимо для ребенка лет 10–13. Пусть каждый, кто борется с электронными учебниками, попробует поднять этот рюкзак, а еще лучше — носить его каждый день. Это просто ужас! Более того — все это санкционировано Роспотребнадзором, который разработал специальные требования к школьным учебникам. Например, учебники должны быть напечатаны на определенной, довольно плотной бумаге, буквы должны быть большого кегля. Поэтому все учебники получаются большими и много весят. Хотя ведь очевидно, что у детей зрение значительно лучше, чем у взрослых.
|
---|
— Школам придется закупать электронные учебники? Или их можно будет скачать бесплатно?
— В России — да, конечно, за деньги. В Америке есть интересная тенденция, которая еще не добралась до России. Там создано движение «Открытые учебники». Суть его в следующем: собираются учителя, которые пишут учебник, свободный для скачивания, то есть бесплатный. Прежде всего это учебники для начальной школы — по математике, английскому языку, по природоведению и так далее… Школы могут взять эти учебники и никому ничего не платить. Техас уже вовсю переходит на открытые учебники.
— Разве учебники не должны проходить аккредитацию в местном министерстве образования?
— Какая-то процедура одобрения, видимо, предусмотрена. Но, насколько я знаю, в Америке такого рода федеральной системы не существует. Решение о том, по какому учебнику учиться, принимают школьные округа, которые не совпадают с муниципальными образованиями. По сути, это объединение школ, которое выбирает, как и по каким учебникам им заниматься. Более того — каждый конкретный учитель свободен в том, чтобы выбрать учебник под свою программу. Понятно, что там есть очень мощный родительский комитет, который следит, чтобы их детей правильно учили. Не знаю, насколько это эффективно: американское школьное образование часто ругают, но вот нобелевских лауреатов больше всего именно в Америке.
|
---|
— Один из самых главных факторов, сдерживающих повсеместную экспансию электронных учебников в школах, — отсутствие самих электронных устройств и средств на их покупку. Откуда взять деньги?
— Даже учитывая тот факт, что рубль сильно девальвировался, уже есть довольно много недорогих планшетов, на покупку которых требуется не так уж много денег. Я был бы рад, если бы Министерство образования все-таки нашло эти средства — не только для Свердловской области, но и для других регионов России. При оптовом заказе на 7 миллионов планшетов любая тайваньская или китайская компания с радостью предоставит хорошие скидки, и планшеты обойдутся в не слишком значительную сумму. Конечно, нужно будет следить за их качеством. Но, думаю, лучше потратить деньги на это, чем на закупку нового истребителя.
Фото: архив 66.ru