Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Джарретт Уокер, автор новой транспортной системы Екатеринбурга: «Если бы я жил в вашем городе, купил бы машину»

14 апреля 2016, 16:30
Джарретт Уокер, автор новой транспортной системы Екатеринбурга: «Если бы я жил в вашем городе, купил бы машину»
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru,архив 66.ru
Аналитик из США встретился с заказчиком проекта новой системы общественного транспорта и тезисно представил свою концепцию работы трамваев и автобусов уральской столицы. Публикуем ключевые моменты его выступления.

Джарретт Уокер — один из авторов новой системы общественного транспорта Екатеринбурга. Эксперт из США занимается разработкой маршрутов более 20 лет, за это время он успел поработать более чем в 100 городах Северной Америки, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Недавно вместе с фондом «Город.PRO» Джарретт Уокер представил отчет об альтернативах в общественном транспорте Екатеринбурга. О результатах работы, на которую ушло несколько месяцев, вы можете прочитать здесь. Всего в отчете 50 страниц текста, схем, инфографики и таблиц.

Если коротко, то американский эксперт считает, что количество маршрутов в Екатеринбурге можно уменьшить в несколько раз. При этом время ожидания нужного транспорта сократится до 5–7 минут. Основной упор будет сделан на пересадки. Для этого необходимо объединить троллейбусные, автобусные и трамвайные маршруты в единую систему и ввести повременной тариф оплаты проезда. Итоговая схема маршрутной сети появится только в июне, но концепция уже известна.

Сегодня Джарретт Уокер встретился с заместителем главы администрации города по транспорту Евгением Липовичем и мэром Евгением Ройзманом. Во время совещания он тезисно высказался по поводу основных пунктов новой системы. Портал 66.ru публикует ключевые моменты его выступления.

О пересадках

Вопрос в том, чтобы максимально эффективно использовать городское пространство для перевозки как можно большего количества людей. Очевидно, что чем меньше маршрутов, тем более высокую частоту движения вы можете поддерживать на каждом из них. Если у вас сейчас 30 трамвайных маршрутов, и мы сократим их до 9, то при том же количестве трамваев на линии каждый конкретный маршрут будет ходить в три раза чаще. Вместо того чтобы ждать трамвай 15–20 минут, его нужно будет ждать 5–7 минут.

Простой пример: вы живете на Вторчермете, и вам нужно попасть на Уралмаш. Сейчас система предполагает, что вы должны ехать на трамвае. Но если бы вы хотели доехать быстрее, то вы бы выбрали другой способ добраться до Уралмаша. Вы бы вышли на «Чкаловской» и сели на метро. Но для того чтобы это работало, необходимо иметь рассчитанную на пересадки систему тарифов.

Как пересадить всех на общественный транспорт

Создание новой сети — это не единственное, что нужно сделать, чтобы люди захотели пересесть на общественный транспорт. Но это то, с чего нужно начинать. Я работал во многих городах, в которых власти считали, что их проблема — это отсутствие продвижения, в то время как на самом деле проблема заключалась в их сети. Она была неэффективна и неудобна для людей. Бесполезно продвигать систему, которая неэффективна.

Суть города в том, что люди вынуждены жить очень компактно на сравнительно небольшом пространстве. Поэтому городское пространство нужно ценить. Оно дороже денег. Решив проблему общественного транспорта, вы можете освободить место для более широких тротуаров, велосипедных дорожек и так далее. Сделать то, что понравится людям.

О соблюдении интервалов

Есть определенные правила, следуя которым, водители общественного транспорта могут соблюдать заданные интервалы. Одно из них — это равномерное распределение подвижного состава на маршруте. То есть, например, если водитель автобуса видит, что он находится слишком близко от впереди идущего состава, он должен задержаться, чтобы сохранить равномерное распределение автобусов на линии. То же касается и других видов транспорта.

В этом случае расписания как такового нет. Мы исходим из того, что трамваи будут ходить каждые пять минут. Задача будет заключаться не в том, чтобы соблюдать расписание, а в том, чтобы следовать интервалам. Конечно, в городе существует проблема пробок. Для того чтобы бороться с ней, есть несколько инструментов: это и выделенные полосы, и приоритет на светофорах, и многое другое. Если общественный транспорт движется быстрее, это дешевле для города и более эффективно для пассажиров.

О платных парковках

Вы должны помнить, что городское пространство — это драгоценность. Естественно, люди должны платить за то, что они временно пользуются этим пространством. Это просто честно.

Об автомобилистах

Самый лучший способ изменить психологию людей, привыкших ездить по городу на личных автомобилях, — это изменить ту ситуацию, в которой они находятся. Люди все-таки действуют рационально — исходя из тех возможностей, которыми они обладают. Лучший способ изменить их поведение не в том, чтобы менять их сознание, а в том, чтобы изменить набор доступных им возможностей. Изучив транспортную систему вашего города, я думаю, что если бы я жил здесь, то купил бы машину. Потому что есть много вещей, которые не может решить общественный транспорт. Но это же можно изменить!

Важно помнить, что общественный транспорт — это не то, что делает проще жизнь менее обеспеченных горожан, которые не могут позволить себе иметь машину. Это то, что заставляет город функционировать. Без хорошего общественного транспорта экономика существовать не может. Таким образом, общественный транспорт — это благо не только для тех, кто им пользуется, но и для тех, кто ездит на личных машинах.

Напомним, что в эту пятницу в БЦ «Палладиум» во время открытой лекции Джарретт Уокер расскажет жителям города, что собой представляет сеть общественного транспорта уральской столицы сейчас и как она должна работать на самом деле, а также ответит на все ваши вопросы. Начало в 19 часов.

Фото: Константин Мельницкий, 66.ru,архив 66.ru