Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

репортаж
18 марта 2016, 08:00
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив 66.ru
Что происходит вне циркового манежа, не видит никто. А там скрывается огромный механизм, состоящий из десятков людей, которые работают месяцами ради одного — показать красочное двухчасовое шоу. На примере самой большой цирковой труппы объясняем, как выживает сотня животных и людей в условиях вечных переездов.

В темном коридоре, среди коробов с цветастыми костюмами и искусственных берез, с печеньками в кармане ходит Алексей Плотников. Он технический директор цирка, приехавшего на днях в Екатеринбург. Цирк-то приехал, но первый выход к зрителям еще не скоро — процесс подготовки к выступлению очень долгий.

Алексей провел журналиста Портала 66.ru по закулисьям и в подробностях объяснил, что нужно сделать, чтобы состоялось представление.

Кстати, дабы не запутаться, дальше цирком мы будем называть именно филиал госучреждения «Екатеринбургский государственный цирк», а самих артистов, которые приезжают с цирковыми номерами, — гастролерами. Это важно, потому что это два отдельных мира. И только их симбиоз рождает двухчасовое буйство красок.

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

Алексей не только регулирует всю техчасть, но и дрессирует медведей. На сцену он выходит вместе с женой.

Задача первая — добраться до города

Передвигается цирковая труппа на фурах. Чтобы доехать из Красноярска в Екатеринбург, одной программе нужно 13 фур (на сто животных и восемьдесят человек). Это много. Причем почти все автомобили берутся внаём.

Перевезти животных непросто. В 14-метровые длинномеры сначала нужно вмонтировать вольеры. Как только клетки готовы и животные рассажены — можно отправляться в путь.

За фурой едет ассистент на легковом автомобиле. Через каждые полтора часа он останавливает грузовик, проверяет подопечных, убирается, кормит их и поит, если нужно. Ночью — сон. Для теплолюбивых животных есть машины-рефрижераторы, внутри них можно поддерживать любую температуру.

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

За кулисами всё по-другому. На уставших лицах нет косметики, перья и блестки надежно спрятаны, а из клетки стекает ручеек. По вольерам гуляют животные. Как только к решетке приближается дрессировщик, как по волшебству, суровые хищницы превращаются в жаждущих ласки кошечек.

Задача вторая — разместиться

Разгрузка занимает два дня. Автомобиль заезжает во внутренний двор цирка, и начинается распаковка. Сотрудники городского цирка показывают приезжим, где можно строить клетки. Предварительно все помещения для животных были обработаны санитарными врачами. Служба ветеринаров цирка собирает у артистов документы на животных и проверяет состояние каждого зверя. Штатного ветеринара у артистов с собой нет.

Труппа расселяется в гостинице с семьями. Во всем приезжим помогают сотрудники цирка. Например, если нужно установить стиральную машинку в гостинице артиста — придет слесарь из цирка.

Как только животные оказались в клетках, всех нужно накормить. Гастролеры закупаются продуктами самостоятельно. Но без помощи городских не обойтись. На муниципальной машине и вместе с местным водителем-экспедитором ответственный за питание объезжает Екатеринбург. Водитель показывает: «Вот там обычно берут мясо, а вот там — фрукты. По такой цене». И человек едет и выбирает рыбу нужного размера, чтобы накормить пеликана, или орехи для попугаев. Для хищников — сырое мясо, которое держат в холодильниках. За раз набирается целая фура продуктов. Ее хватает сотне животных примерно на неделю. Готовят и хранят еду прямо в цирке.

Цирковое закулисье
Константин Мельницкий

Задача третья — наладить быт животных

Крепкие парни, которых вы видите на сцене во время выступления вместе с дрессировщиком, — это ассистенты. Без них бы ничего не получилось. Именно они кормят, чешут и убирают за животными. Причем питомец для ассистента — это на всю жизнь. Потому что если ты воспитал тигра — он к тебе привяжется и другого человека уже не подпустит. Поэтому текучки кадров внутри одного коллектива нет.

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

Здесь возводят уличные вольеры. Сейчас, при минус 14, на воздухе живут только лисы.

Грязные опилки из вольеров ассистенты убирают в мешки. Эти мешки стоят во внутреннем дворе. Потом обычная городская служба приезжает и всё вывозит.

Зимой на улице могут жить только собаки и лисы. Остальные животные — под крышей. А вот когда теплеет, расселить в уличные вольеры могут и других.

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

Сотня зверей создает такую кучу мусора за четыре часа.

Задача четвертая — подготовиться к шоу

Живут в цирке по расписанию, которое называется «авизовка». В дневном плане по часам расписано, кто после кого выходит на репетицию. По этому расписанию и работают все артисты. Коней вместе с тиграми никто выводить не станет, чтобы не рисковать животными. Для безопасности артистов тоже есть свои правила. Ну а если животное вдруг станет буйным и перевоспитать его не получится — его отдадут в зоопарк. Например, слониха Даша из зоопарка Екатеринбурга — убийца. В 2001 году во время репетиции она набросилась на своего дрессировщика. После этой выходки агрессивную слониху продали.

Впервые за ареной. Изнанка Екатеринбургского цирка без блесток и радужных огней

В составе труппы — 80 человек: дрессировщики, ассистенты, костюмеры, балет, служба сцены и т.д. Весь реквизит прибывает в разобранном виде в огромных шкафах. Как только все разместились — нужно всё заново собрать и подготовить к репетициям. Техники налаживают свет, готовят звук. Костюмеры проверяют, все ли перья остались на месте во время переезда.

На репетиции
Константин Мельницкий

Задача пятая — начать представление

Медведь ловит кольца, собачки прыгают тройное сальто, дрессировщик влезает в пасть льву… Описывать то, что происходит на манеже цирка, бесполезно. Надо смотреть!

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив 66.ru

Ольга Татарникова